![]() |
Устройство кены
А вот я заметил, что нижняя часть у кены тоже бывает разная.
Или совсем открытая, или (у бамбуковых) выходное отверстие намного меньше диаметра самой кены.. Почему такое бывает, какая легче для обучения? |
Re: Кена, кенилла, кеначо - в чем принципиальная разница?
Анатолий, не только у бамбуковых. Деревянные кены тоже делают с уменьшенным отверстием на неигровом торце - вставляют в трубку деревянное кольцо. Так "аутентичней". Мифов и легенд не встречал, но, наверное есть :)
Естетсвенно, что уменьшение этого отверстия позволяет сделать инструмент покороче (на некоторых блокфлейтах с целью укорачивания дудки иногда резко менялся диаметр канала, "ступенькой") . Нижняя нота при этом начинает конкретно "подзванивать", становится тише, но влияние уже на первое открытое отверстие незначительно, соль-диез становится более "выровнен" по тембру с соль и ля. Почему на кене есть, а на других цылындрыках нет? Потому что соль второй октавы извлекается не передувом со всеми закрытыми отверстиями, а нижним отверстием. Где-то видел, точно не упомню, как на кене с "кольцом" соль диез игрался "коленкой" с просто открытым первым отверстием. Принципиальной разницы в обучении нет, все равно человечек учится играть на конкретной дудке. Аппликатурные моменты на кене очень индивидуальны, для каждой дудки (и с кольцом и без кольца) исполнители и учащиеся не уставая подбирают аппликатуры: Я видел в нете только одного производителя, чьи инструменты четко стандартизированы, Educci, и он - европеец. |
Re: Кена, кенилла, кеначо - в чем принципиальная разница?
Цитата:
Насчет цилиндрического и конического канала мне более или менее ясно. Но тут, совершенно не понятно... |
Re: Кена, кенилла, кеначо - в чем принципиальная разница?
Анатолий, ну, на этой картинке несколько гипретофировано...
Обычно это выглядит вот так: (большие картинки) А еще вот здесь вот есть много подробніх фото латиноамериканских инструментов: Если понжимать там Quena, то можно увидеть хорошие фото, каждая дудка сфоткана "в анфас и профиль", "сверху и снизу", "губки и пальчики". |
Re: Устройство кены
Видимо это какой-то традиционный момент.
Хотя когда яделал кену и кеначо-без вот этого вот суженияв выходном отверстия флейта не строила. Кстати у нихи пинкильо(свистковая кена) также делаются с заглушкой |
Re: Устройство кены
Сегодня задумался над тем, как кену сделать и пришла в голову мысль, что сужения канала служило просто для настройки нижней ноты.
То есть, бамбук пилится/режется достаточно приблизительно, внизу остается перегородка бамбука, в которой делают махонькую дырошьку. Потом создается лабиум. А когда лабиум уже создан, то дфрочка расширяется до необходимой высоты нижнего звука. |
Re: Устройство кены
Цитата:
перегородками в 40см,нужным для соль-мажор кены.Поэтому есть два пути: либо убирать перегородку и отрезать 40см так,чтобы место перегородки не попало в область отверстий,иначе будет неудобно для пальцев, либо ещё проще:оставлять перегордку и потом,расширяя в ней отверстие подгонять кену до ноты соль. |
Re: Устройство кены
Цитата:
Есть, блин такой бамбук. Сейчас встает вопрос: если планировать некие деревянные модели кены, допустим на 16 мм (ученическая, "домашняя", любительская) и на 18 мм (исполнительская, "уличная", профессиональная), стоит ли забивать вовнутрь эту пробочку пробочку? Вижу следующие пункты "за": - нотка ре приобретет равную с прочими дырочными нотками "разбалансировку" октав, быстрее человечек привыкнет к инснтрументу. - в родном репертуаре нижняя соль используеся редко. Пункты "против": - нижняя нотка получается тусклой и тихой, а новичок начинает баловатьсяименно на ней. Пока вижу такое: пробочку не ставить на ученическую модель и ставить на исполнительскую |
Re: Устройство кены
Пока я сделал только 4 бамбуковых кены и все только так :
На соль-мажор кену хватает расстояния,чтобы только одна стенка была на 40 см длины. На ля-мажор выходит 36 см длины и изредка удаётся найти бамбук с длиной между перегородками,что как раз хватает для того,чтобы сделать полноразмерную кену. На кене в ре-мажор без двух перегородок не обойтись. Я ни делал кены с пробкой на выходе,поэтому не могу сравнить их,и высказать собственное мнение насчет пробки в кене. |
Re: Устройство кены
Вот сайтик французского дядечки, который делает барочные поперечки и..... и кены :)
Насколько я понимаю, дядечка делает кены для sophisticated-ов. Производство кен он вывел на уровень производства европейских флейт: подумал над коничностью и кросс-фингерингом, разработал несколько конкретных моделей, делает разные амбушюрчики. И берет по 200 евров за бамбуковую кену а за деревяховую - все 360. В разделе про кены дядечко очень аккуратно отвечает на вопросы. |
Re: Устройство кены
Если есть возможность то стараюсь сделать с пробкой на выходе - именно за счет колена на бамбуке с отверстием соизмеримым по размеру с игровыми, это дает кене басистость (правда едва заметную :) ) на 3 нижних нотах. Но смысл делать пробку есть только на тонкостенных флейтах - с увеличением толщины стенки (от материала - 2,5 и более) ее роль теряется.
Бамбук от пробки выигрывает - он сам по себе дребезжащий на нижних тонах - аналогично на сякухати используют толстые околокорневые кольца. Дерево не так зависимо в силу более ровного басистого звука на низах. Цитата:
хотя новичок вполне может сразу привыкнуть и к такой :) |
Re: Устройство кены
Рассматривал много разных фоток кены. Больше попадались такие, у которых лабиум заточен снаружи, но попадались и такие у которых он заточен изнутри, а не снаружи. Кто нибудь скажет что то по этому поводу? И еще попадались, картинки на которых край заточки лабиума не острый, а притуплен и, как мне показалось довольно существенно (а может это просто обман зрения :-) ). Тоже бы послушал умные мысли по этому поводу.
|
Re: Устройство кены
amateur, см. в соседнюю тему.
Спил лабиума обычно и снаружи и, и внутри, в различнейщих пропорциях. Превалирующий спил изнутри условно называют ученическим инструментом. Её к морде приставил - и дуй себе. Кромка посередине позволяет в большей степени осознанно играть с динамикой. А кромка у самого внутреннего диаметра применяется, как правило, токмо на кенах с квадратным свистковым окном. Независимо от типа флейты, острота лабиума определяет характер атаки. Острый лабиум обуславливает вход в звук через гармоники, делает ее более "размазанной", тупой делает атаку более четкой. Так же, как на висле, блокфлейте. |
Re: Устройство кены
И еще вопрос к знатокам этой дудки. Мне попался в закромах кусок пластиковой трубы с диаметрами 25,5/20,5мм (наружный/внутренний) длиной 565мм. Сделал на ней кеновский "клюв"(с наружной заточкой). При такой длине звучит примерно РеЬ. Для какого ключа лучше всего подойдет такая труба, как думаете? Думается что для Соль наверно диаметр канала великоват? Наверно лучше что-то вроде Ре - МиЬ? А если так, то есть ли для этих ключей готовые чертежи. Дело в том, что это единственный кусок такой трубы, который у меня есть и в магазинах не попадается пока. Так что особо не поэкспериментируешь к сожалению. Нужно сразу не ошибиться с расположением отверстий. С размерами и формой "клюва" в принципе немного можно поиграться если делать дудку выше чем сейчас. Думаю попробовать разную заточку. Сделать например с другой стороны трубы лабиум с заточкой изнутри и сравнить :-) .
|
Re: Устройство кены
amateur, соль делают и 20 мм. Громкая кена получается, с большим "стягиванием" регистров. Но если говорить о каком-то усредненном варианте, то 20,5 мм - это, приблизительно, ми.
|
Re: Устройство кены
О спасибо!!!
Вообще тот перевод статью наверно неплохо было бы закрепить в начале ветки. То что надо! Прочитав перевод статьи, прихожу к выводу, что наверно буду дудку делать или в Ре или в МиЬ. Только вот с заточкой не определился пока. Наверно имеет смысл подумать и вставке снизу сужающей канал? Найти бы еще чертежи для этого ключа чтобы поточнее попасть в строй. Если не найду придется калькулятором воспользоваться. |
Re: Устройство кены
Цитата:
Чертеж искать бесполезно. А калькулятор нужно достаточно долго "осознавать": иметь несколько кен, забивать их параметры в калькулятор и думать, что не так :) Потому просто стоит исходить из того, что "кена" = "висл соотв. диаметра и еще с одной дыркой снизу". |
Re: Устройство кены
Цитата:
В свое время занимался исследовавнием калькулятора Twcalc. Где то даже был русик для него. Получалось даже тростевую дудку сделать по его расчетам относительно стройную :) . Надо вспомнить. |
Re: Устройство кены
Цитата:
Остальные мелкие побочные эффекты, которые при такой конструкции возникают, это уже не причины побудившие к использованию ее, а следствия, с которыми можно мириться и продвинутые игроки их легко корректируют при игре. Имхо. Т. е. если это так, то думаю нет смысла это городить на дудках из металла или пластика, если конечно при изготовлении не завысил слегка ключ дудки, который вот таким вот образом можно подкорректировать чтобы не выбрасывать дудку. -Попробовал поэкспериментировать с такой пробкой на, сделанной давеча дудочке в До (ПВХ D17/20мм L292мм), вставляя в нее короткие (5-6мм) втулочки из метало-пластиковой трубки (12/16мм), подмотав сверху два слоя изоленты для плотной посадки. |
Re: Устройство кены
Убрал из бамбука перегородки и сформировал лабиум. Получилась трубка с основным тоном ля. Подскажите на какие ноты настраиваются игровые отверстия ?
|
Re: Устройство кены
Считая снизу
Си; До#; Ре; Ми; Фа#; Coль#; Ля' -отверстие с тыльной стороны |
Re: Устройство кены
То есть получается что, при всех открытых отверстиях и при всех закрытых но с передувом будет звучать одинаковый звук ?
|
Re: Устройство кены
Да, так и есть.
|
Re: Устройство кены
Вложений: 2
День Киева .
Какие должны быть кены? Подошел к Спецам спросить совета , получить замечания и наставления. |
Re: Устройство кены
Kostika, а что если не секрет сказали спецы? Думаю всем, кто интересуется кеной, будет интересно.
|
Re: Устройство кены
Про кены – дословно: « Настоящая кена должна быть из бамбука с тонкой стеночкой и пропитана маслами. Дорогая деревянная звучит немного не так как надо.»
И действительно из двух десятков кен все бамбуковые, некоторые даже с трещинами, но стоят бандажи. Я привез деревяную из ясеня, а Игорь Вахницкий из пластиковой трубы - спецы оценили на 4 с минусом ( по причине материала на их взгляд ). Но в руках Нивио и Карлос даже наши " заготовочки " пели и плясали, Большие они Специалисты. |
Re: Устройство кены
Я тут в качестве эксперимента сделал себе две кены из полипропиленовой трубы. Внутренний диаметр 17мм, толщина стенки 4мм. Делов-то полчаса. А как звучит... Немного потренировался извлекать звук. На второй день зазвучала. Очень приятно.
Поэкспериментировал со свистком. Укос свистка делал снаружи внутрь (остриё клина свистка на внутренней стенке трубки), посередине стенки трубки (свистковый клин примерно посеридине), клин свистка ближе к верхнему краю. Больше понравилось среднее положение клина. Кажется легче извлекать звук. Пока из-за малого опыта не могу определить существенной разницы в звучании. Kostika, а у тех флейт, про которые Вы выше говорили, клин свистка как расположен? И интересно, отверстия игровые примерно какого диаметра? |
Re: Устройство кены
Кенила ( называю приблизительно – звучала повыше и приблизительные размеры линейки не было ) диаметр 13-15 мм около 300 мм.
Кена – средние - диаметр около наверно 19-22мм длина от 360 до 450 Кеначо - низкие - 25-32 мм длиной от 500, даже заметил миллиметров 55-60мм наружный и длиной 800 мм ( как назвать затрудняюсь). Устройство свистка - ( над нашими ученическими немного посмеялись ) снято в основном сверху- професиональные, форма полукруглая, треугольная и даже прямоугольная как описано Вот и все что cмог заметить. Сказать более внятно и осмысленно затрудняюсь – пока сам эксперементирую и учусь. |
Re: Устройство кены
Думаю, если делать ученическую кену, лучше диаметр 16-18мм.
Свисток еще сам не понял, экспериментирую. Специалисты пишут, что для ученической кены острие свистка должно быть ближе к верху. Острие посередине-для более опытных. Для опытов удобна водопроводная ППП труба 25мм (наружный диаметр). Есть опыт заделывания в ней неправильно просверленных отверстий. Для этого зажал в дрель заточенную трубку нужного диаметра (пробойник для кожи самодельный был) и вырезал ей "таблетку" из такой же трубы, она получилась чуть конусная, дальше на суперклей ее и усе. В итоге после шлифовки почти не заметно. :zhal: |
Текущее время: 17:35. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot