![]() |
Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Такой вопрос возник: кена бамбуковая снаружи лакированная, изнутри нет. Нужно ли ее обрабатывать чем-нибудь? Если да, то чем и как часто?
|
Re: Кена: помогите с выбором
Lord_7,
Цитата:
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Это рассказывает человек, который сам делает флейты, правильно? Т.е. в моем случае, как я понимаю, этап с заливкой кены маслом не нужен, а следует просто обрабатывать ее раз в 2 месяца?
Что касается деревянной не совсем понял вот этот момент - "always wipe out quena when you are done playing them". Имеется в виду протирать чем-то сухим изнутри? |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Lord_7, Да, это говорит человек, который делает кены. Большинство мастеров, делающих бамбуковые флейты (не только кены) так и говорят: смазывайте кену раз в 2-6 месяцев, минеральным или льняным/миндальным маслом. Если флейта не лакирована, то можно ее протирать масляной тряпкой сверху, тогда она будет блестеть. Если кена предварительно пропитывалась маслом, то реже, если не пропитывалась - чаще. Есть еще и такой момент как пропитка бамбука/дерева маслом/воском/парафином "вывариванием" перед изготовлением флейты.
В этом случае смазывать и бамбуковые, и деревянные флейты нужно лишь с целью повышения гладкости канала, а на влагоустойчивость флейты уже никак не повлияешь, бам бук хоть в воде держи - ничего ему не станется. Влажностный режим кены - важный вопрос для бамбукового инструмента. Если ты считаешь, что у тебя сухой климат, а играешь ты не каждый день - перевязывай посильнее даже лакированный инструмент, предохраняй от трещин. Бамбуковой кене не страшно переувлажнение (если она промаслена), но она очень боится пересыхания и перегревания. Потому, если ты оставишь пару раз кену в автомобиле на солнце - она точно треснет. Деревянный инструмент важно вытирать. Как блокфлейту, шомполом, ли же протаскиванием через канал флейты хлопчатобумажной тряпицы. |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
А насколько существенно, чем именно смазывать (как бамбук, так и дерево) - наверное что-то годится лучше, что-то хуже? И еще момент - обязательно ли смазывать каждый раз маслом одного сорта?
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Lord_7, все проффлейтисты, имеющие дело с изготовлением деревях/бамбуков советуют, в основном, быстрополимеризующиеся масла органического происхождения: миндальное, льняное или минеральные (о них я и понятия не имею никакого).
Если говорить о бамбуке, то следует иметь ввиду, что коли бамбук проварен в воске/парафине/масле, то на сохранность инструмента, защиту его от высыхания или намокания уже никакая пропитака не повлияет. И маслом ты будешь лишь делать канал более гладким, очень-очень-очень незначительно изменять звук. А коли бамбучина не пропитана, то торцы инструмента и игровые отверстия я активно бы смазывал слабополимеризующимяся маслом, чтобы инструмент поглубже пропитать и предотвратить пересыхание и растрескивания. Но это мое теоретическое измышление. ....... П.С. Короче, вывод. В нашем климате а) бамбуковую кену (да и почти все поперечки) лакировать/красить просто обязательно, если она не лакирована, то должна быть перевязана по всем доступным местам. б) бамбуковую кену при изготовлении варить в воске/парафине/масле в) при возможности покупать сразу деревянный инструмент. |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Сейчас при холодном воздухе при игре на бамбуковой кене (уже на второй)
после нескольких минут игры появляются трещины из-за большой разницы в температурах внутри и снаружи кены.Обратился за советом к играющим уличным гастролёрам из Перу.Музыкант мне показал свою кену.А,она вся в трещинах."Вот!"-говорит-"Каждый день приходится их суперклеем проклеивать". И проклеил даже мою,собственноручно. |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Пробую сделать кену из бамбука. Подскажите, промасливать или покрывать лаком надо до того как сверлить игровые отверстия или после ? И если после, то как это повлияет на строй.?
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Вначале просверли все отверстия - по черновому. Бамбук пропитай любым масляным лаком разведенным пополам с растворителем, опусти трубку в теплый раствор и дай минут 20 полежать - в ванночке ( постоять в трубе ) . Достал , стекло, высохло, легонько шлифанул внутренность и еще раз пропитал, Достал , стекло, высохло . И лакировать ( на усмотрение) не надо. Теперь можно подстроить.
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Я вот задумал кену приобрести и связался с мастером из Запорожья (на которого вышел в Вконтакте) и, поскольку панически боюсь трещин итд и прочих проблем с инструментами написал ему письмо с вопросами по поводу ухода, хранения бамбуковых кен (он только из бамбука делает - при чем еще пимаки, бансури, сяо) - получил такой ответ - привожу его здесь - вдруг кому-нибудь окажется полезным:
"Здравствуйте! Я могу лишь поделиться с Вами собственным опытом - всё-таки это намного лучше, чем теоретические предположения. У меня есть более двух десятков бамбуковых флейт, из которых лакировано - только несколько, и только снаружи. Я пользуюсь ими уже более семи лет, и ни одна из них не поменяла свои качества за это время, при том, что хранятся они просто в комнате, где зимой из-за отопления влажность падает до 15-20%, а использовались они порой и на морозе, и в сильную жару на улице, и переносились с собой многократно. Проблема неустойчивости материала, обсуждаемая на большинстве форумов - на 95% надуманная, говорю Вам это по опыту изготовления инструментов длиной в 8 лет. Я ни за одной из своих флейт не произвожу уход - не смазываю ничем, не очищаю, не храню в чехле. Но при этом они выглядят как новые, и звучат просто замечательно. Дело в том, что на самом деле основным и решающим шагом, определяющим длительность жизни инструмента, является выбор материала, когда речь идёт о бамбуке. Нужно подбирать материал такой, у которого вообще нет склонности к трещинам и другим деформациям. Именно поэтому я всегда при закупке материала для флейт отбираю его в течение нескольких часов, очень тщательно. Если бамбук выбран правильно, то он в любых условиях будет оставаться в нормальном состоянии. Кроме того, я обязательно произвожу надёжную и красивую перевязку флейт во всех тех местах, где могут вообще появляться трещины - эти точки всегда одни и те же, и я делаю там перевязку чтобы застраховаться от возможных последствий, хотя их вероятность крайне мала - у меня имеется более двадцати флейт, за два года у меня заказали около ста флейт, и ни одна из ни не треснула,и все находятся в отличном состоянии." |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Цитата:
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
В ожидании, пока ко мне приедет моя кена, хочу сразу запастись кое-какими знаниями, поскольку никогда не имела дела с духовыми инструментами из дерева (впрочем, и из бамбука тоже, но моя (будущая) кена деревянная). Скажите, надо ли её разыгрывать, и если да, то по сколько минут в день можно играть?
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Camille, Спокойствие, главное - спокойствие! =))
Сколько влезет, столько и играйте. Если выбрали Амару, то она настолько залакирована, что только условно может считаться деревянной. Да и если будет полностью деревянной, вряд ли Ваша голова выдержит больше занятий, чем выдержит дерево - поначалу любой инструмент требует большого расхода воздуха, и Вы будете уставать достаточно быстро... А если между занятиями будут перерывы во времени, то и секундомер не нужен - перерывы помогут флейте восстановиться не хуже, чем человеку. Поверьте - уж сколько разных инструментов я покупал, и сначала тоже кажется - пылинки сдувать буду! - а потом психоз неофита проходит, забота о флейте снижается до необходимого минимума, и сама флейта от этого облегченно вздыхает. =))) |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Цитата:
Хотя, конечно, кениллы (или те же сопилки от Янова) - без лака, с выжженными отверстиями - дают гораздо более глубокое ощущение природы. Запах дымка, легкая шероховатость, фактура годовых колец перед глазами и под пальцами - все это приятно... делает инструмент более индивидуальным, каким-то родным... Но... первая кена все равно быстро станет родной и без запаха дыма... =0)) |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
А кену из бука каким маслом лучше обрабатвать?
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Много раз читал,что кены обычно смазывают миндальным маслом.Это масло не высыхает,точнее не полимеризуется,в отличие от льняного.
Я свои кены вообще ни чем не смазываю. |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
А я вот хотел бы с вами не согласится. Ухаживать за деревянным инструментом - нужно! Все профессиональные духовые музыканты которых знаю не только промасливают свои инструмент дважды в год, но что также важно - протирают канал после, почти, каждой продолжительной игры. Смысл этого в том, что поры дерева могут забиваться со временем от того что мы выдыхаем. К тому же даже высушенное дерево "дышит" отдавая и впитывая влагу, и если его не промасливать может даже повлиять на тембр и строй инструмента.
Мне как-то попалась статья об этом волыночного мастера - А. Анистратова. Он пишет, конечно, про волынки, но смысл тот же,- дерево. Привожу ее часть здес. Может кому- то будет интересно. "...«Дыхание» древесины. Изменения размеров, в основном – диаметров, древесины называется «дыхание». Этот процесс напрямую зависит от атмосферных воздействий (влажность, температура, давление). Это автоматическая реакция не только на внешние воздействия, но и на изменения количества влаги в самой древесине. Непромасленная древесина подвержена изменениям в размере в большей степени. Совсем свести на нет «дыхание» невозможно. Поэтому за этим процессом надо внимательно следить и контролировать его – это имеет много последствий для древесины. Слюна и влага. Часто древесина портится от влаги и слюны. Переизбыток влаги и слюны первым делом сказывается на внутренних каналах волынки. Поврежденная древесина становится пористой, хрупкой. Хрупкая древесина перестает «дышать» равномерно. Здесь происходит процесс «выветривания», то есть вымывания естественных смол из древесины, что, в свою очередь, может привести к деформации и трещинам. К тому же это резко снижает коэффициент отражения звуковой волны древесины, что напрямую сказывается на тембре инструмента, его диапазоне частот и на способности держать строй. Эластичность. Органическое (растительное) масло делает дерево более эластичным. Есть много примеров тому, как, с помощью промасливания, удавалось вернуть древесине изначально заданные диаметры и даже восстановить нарушенный строй чантера. Регулярное промасливание делает инструмент более стабильным и продлевает срок его службы в разы. Существует ряд специализированных масел для гренадила и других музыкальных пород древесины. Помните, что в 90% случаев инструмент приходит в негодность из-за халатности владельца!!! ... " |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
У меня из натуральных материалов (бамбук) только маленькая мастеровая поперечка, подаренная мне как-то очень давно одним хорошим человеком.
Весь мой безалаберный уход за ней сводился к тому, что после игры я ее сразу, не просушивая, заворачивал плотно в целлофановый пакет, чтобы предотвратить пересыхание. Вообще то она все равно и в пакете высыхает, если долго не играю на ней, но процесс высыхания при этом наверно идет очень плавно. Сама дудка ничем не обработана, кроме того, что у нее канал и отверстия обожжены (черные). Наверно это не правильно и я каждый раз винил себя за лень, что до сих пор не помаслил ее, обещая себе как-то заняться этим, но тем не менее на дудочке до сих пор (лет за 10)не появилось ни одной трещины, ни какой то гнили. Может бамбук какой-то особый?... А что касается звучания, то у меня такое мнение (субъективно-оправдательное lдля моей лени :-) ) что эта дудочка больше всего любит когда на ней больше играешь, и чем больше ей уделяешь такого внимания, тем она лучше звучит :-) . Это ни в коем случае не пример для подражания, а просто приведение одного из случаев (наверно не типичных :-) ), когда не правильный уход, а точнее наверно полное отсутствие оного :-), не привели к порче инструмента. |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Что касается бамбука,- ничего разумного сказать не могу. Бамбуковая кенчо у меня появилась совсем недавно - пол года назад.)) Это конечно совсем не 10 ))) Так что вы меня очень успокоили. (честно говоря, покупая боялся, что быстро рассохнется) А вот касательно деревянных флейт, я думаю, бережное хранение - залог долголетия. Но это мнение еще не проверено опытом. И полностью согласен, что ничто не продлевает жизнь инструменту, как регулярная игра. :-)
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Цитата:
Тут возможно повлияли и сорт бамбука, и то, какая часть его использовалась, и технология изготовления дудки, и ее размеры итд. На всякий случай еще пару-тройку подробностей об этой дудочке. Длина ~345мм Узлов бамбука три,- два по краям и один в середине Наружный диаметр 18-20мм. Внутренний диаметр ~9мм Канал, судя по всему, откалиброван обжиганием. Как видно, относительная толщина стенок довольно большая. А сам бамбук полностью круглый без характерной продольной плоской дорожки по одной из сторон. Ну а то, что я не давал дудке резко высыхать и пересыхать конечно тоже сыграло свою положительную роль, но вряд ли может дать полную гарантию во всех случаях. Хотя использовать это думаю будет не лишне всем владельцам разных "бамбучинок". |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Вот еще есть предположение, что кены должны быть менее склонны к растрескиванию, т.к. у них нет ни одного целого узла (все протыкаются). Бамбук-то именно на узлах начинает растрескиваться.
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Даа. Моя (или "моё" - фиг его знает как правильно) кеначо побольше - внутренний диаметр 23мм а длина > 50см. Правда есть и плюс - она(дубинка) из одного колена бамбука сделана - перегородок нет. Одна с краю.
Цитата:
|
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
Цитата:
Вот, перед высушиванием бамбука, который предполагается использовать для изготовления дудки, кроме всего прочего рекомендуют убрать все ненужные перегородки хотя бы просто проломив их (начерно), чтобы уменьшить вероятность появления трещин при сушке. |
Re: Уход за кеной: промасливание, перевязывание, хранение
У меня кена Рамос из джакаранды. Когда получила и начала играть она была очень как бы сказать "тугая" . Из трех флейт (Рамос, Амару и бамбуковая учителя) на Рамос было сложнее всего играть. После двух промасливаний (ну и + разыгралась) стала звучать в самом прямом смысле как по маслу). Очень легко и красиво. Плюс все же от влаги защищает промасливание. Теперь - моя любимая кена!!!
|
Текущее время: 17:23. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot