![]() |
Особенности конструкции
Перебирая сайты различных магазинов и мастеров, просматривая фото и видео материалы, обратил внимание, насколько различными бывают конструкции флейт.
В этой теме хотелось бы обсудить особенности различных вариантов исполнения той или иной части флейты. Например, бывают флейты склеенные из двух половин, а бывают цельноточенные/цельносверленные. Исходя из технологических возможностей индейцев, склеенные из двух половин можно считать "традиционными", хотя, подозреваю, у высверленных есть свои преимущества. Другой пример - конструкция свистка. В одних случаях фетиш устанавливается на прокладку из кожи/латуни, щель свистка образуется между гладкой "пяткой" фетиша и корпусом за счет толщины прокладки. В других - фетиш крепится к корпусу и в нем протачивется канал для воздуха. Вроде в первом случае больше деталей, но фетиш можно заменить любым гладеньким кусочком дерева (наверное), а во втором случае нужно "угадать" с высотой/шириной канала.... |
Re: Особенности конструкции
Про корпус все просто. Есть традиционный вариант - из двух половин, есть более технологичный, для тех у кого со станками все хорошо - сверленый. Обычно, для скорости, во втором варианте SAC (камера медленного воздуха) не делается. Недостатки такого способа -быстрее накапливается влага во вдувном канале и щели под блоком, так же может требоваться более правильное дыхание.
Можно конечно сослаться на то, что сверленый вариант имитирует флейты из трубчатых растений, типа тростника, но у тростниковых флейт SAC все равно большого диаметра, а вдувное отверстие маленькое. Вариантов формирования щели больше чем два: - щель в теле флейты - щель в свистке - щель в блоке, но есть кожаная прокладка - щель сформирована металлической прокладкой. В этом случае срез свистка часто делается на самой накладке, тогда ее перемещением можно подстраивать флейту. Часто можно найти отсылки на то, что такое различие связано с двумя типами пимака равнинным (plains) и лесным (woodland), но стопроцентной привязки к ним варианта блока нет. |
Re: Особенности конструкции
Мда, подозревал, что все не так просто, но таких масштабов я и не представлял :)
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Еще обратил внимание на то, что отверстие (лабиум) делают разной формы, вплоть до круглой. Подозреваю, не просто так, наверное, с круглой дыркой пимак превращается в поперечный :) |
Re: Особенности конструкции
Вложений: 1
А "щель в теле флейты" так выглядит?
|
Re: Особенности конструкции
Нет, у флейты на фото блок сделан заподлицо с телом флейты, но щель все равно в блоке.
|
Re: Особенности конструкции
Сегодня общался с артистами из Боливии. Смотрел пимаки с семью отверстиями сверху и одним снизу ( как у блокфлейты ) игровыми отверстиями, строй РЕ и МИ. Пытался узнать, какая разница между шести дырочной и восьми, из всего что говорили, понял только ( языка не знаю ) 6 – северные индейцы, 8 – южные, пимак имеет почти две октавы.
Поясните, какой строй имеют игровые отверстия . |
Re: Особенности конструкции
Я не уверен, что правильно понял вопрос... но, в моём понимании, пимак - это русское название флейты североамериканских индейцев. А они бывают или 5-ти, или 6-ти дырочными. Есть флейты из Боливии, но я не встречал в сети, чтобы их называли пимаками...
|
Re: Особенности конструкции
Пимаком назвал флейту потому что очень похожа. Есть предварительная камера, устройство свитка свисток-фетиш ( тотем ). И сам артист подтвердил что очень похож на 6-ти дырочный ( я показывал свои пимак и по звуку похож ), но у них на родине играют на 8-ми дырочных, нижнее отверстие октавное .
|
Re: Особенности конструкции
Цитата:
Есть ссылки на 8-ми дырочные варианты? |
Re: Особенности конструкции
Самому очень интересно узнать побольше об этом инструменте. Разговора полноценного не вышло по причине языкового барьера и люди на работе, так одни догадки. Что пимак это точно и передувы были. Ссылок нет, сам ищу информацию.
|
Re: Особенности конструкции
Цитата:
Сам копнул немного в этом направлении, но ничего не попалось. |
Re: Особенности конструкции
Цитата:
Семи и восьмидырочные врианты исторически были, просто сейчас условно стандартным считается пяти или шестидырочный вариант с минорной пентатоникой. |
Re: Особенности конструкции
Логично. Наверно больше всего благодаря такому соотношению эти флейты и имеют такой "глубокий" характерный тембр. Возможно если вистл сделать с таким же соотношением он приблизится по звучанию к NAF. Только вот передуваться не будет тоже конечно. Тогда восьмидырочный вариант становится интересен именно с точки зрения расширения диапазона звучания без передувов. По моему пара-тройка дополнительных нот порой бывают ох как не лишни. Да и одной ноты порой так не хватает.
|
Re: Особенности конструкции
Цитата:
Короче, писак такой потому, что он пимак :) Нет единственного фактора отличия. Все факторы влияют, каждый по-своему. Цитата:
|
Re: Особенности конструкции
Цитата:
Размер окна лабиума и отверстий больше влияют на такой характер звука, который воспринимается как "гнусавый" или нет 8) , а высота щели на ветренность или, наоборот жесткость звука, который может быть даже немного похож на звук тростевых инструментов. Ничто не мешает делать "пимаки" в нужном ладу. Я встречал в сети двух пареньков, флейты которых имеют лад Ahaba Rabba, он же spanish gypsy. Наряжаются в халаты и чалмы и играют для танцев живота 8) |
Re: Особенности конструкции
Вопрос к Маэстро:
В двух очень разных флейтах (каналы 23 мм и 15 мм) попробовал активно заострённый скос окна лабиума - где-то под 30 град... Получил очень приятное звучание на верхних нотах, но самые нижние - медленно "заводятся" и легко срываются в передув... Даже не чистый передув, а........ звучание двух-трёх гармоник враз... Остроту лабиума пробовал разную от нулевой - не помогает... Прежде, чем наращивать углы, спешу спросить - скосы ли это виноваты, на Ваш взгляд и опыт? |
Re: Особенности конструкции
Цитата:
У меня угол лабиума обычно колеблется между 40 и 30 градусами. |
Re: Особенности конструкции
росс, нет таких вещей, которые не виноваты.
Когда будешь оглашать пропорции, но уточни: - диапазон (строй) - диаметр игрового канала - размер свисткового окна (высота и ширина) - вертикальную позицию кромки лабиума относительно устья виндвея - высоту виндвея и его форму (плоский/прямоугольный, овальный, дугообразный) - и диаметры отверстий (так, на всякслуч) |
Re: Особенности конструкции
Цитата:
|
Re: Особенности конструкции
Скорее уточняю пропорции и прочее про мои завизжавшие флейты.
Большая: Из выдержанной сухой комлевой сосны, ключ F4, пентаминор, - канал 21 мм с расширением на конце до 23 мм, стамесочно-шкурковый, - от лабиума до конца 395 мм, - до центров отверстий 126,155,185,215, 245 и 275 мм, - отверстия в пределах 9 мм, - окно длиной (по оси дудки) 5 мм, шириной 10 мм, - канал виндвея вырезан в блоке, высота опробована от 0,5 мм до 1,5 мм, ширина виндвея соответствует лабиуму, - скос лабиума 30 град, - подоконная зона канала сильно сглажена, - лабиум в одной плоскости с нижней границей виндвея... Никак не заставлю мощно зазвучать F4 (при всех закрытых), атаки нет и сразу срывается в двухгармоничный вой... Даже F5 преобладает!.... А наверху - неплохо... Очень надо отладить эту флейту, чтоб потом повторить её в рябине. Малая: Из сухого, звонкого клёна, ключ пока не измерил, но ожидаю типа А4-B4.. хочу сделать тоже шестидырочный пентаряд, минор или мажор - не решил пока, скорее мажор, т.к. хочу на ней подобрать "Индийского гостя" - канал 15 мм с расширением на конце до 16 мм, стамесочно-шкурковый, - от лабиума до конца 235 мм, - отверстий пока нет, надо прежде определиться с ключом, - окно длиной (по оси дудки) 4 мм, шириной 8 мм, - канал виндвея вырезан в блоке, высота 0,7 мм, - ширина виндвея соответствует лабиуму, - скос лабиума 30 град, - подоконная зона канала сильно сглажена, - лабиум в одной плоскости с нижней границей виндвея... Неплохо звучит ключевая нота, но вторая гармонь тоже прорывается при попытке нарастить громкость, атака не наилучшая... Сэры мэтры, как? Есть подозрения на причины визга? Может, сглаживать подоконное пространство не надо? :coquet: |
Re: Особенности конструкции
Вот про это "- подоконная зона канала сильно сглажена," совсем не понял. Поясните на пальцах.
Вторая флейта будет, скорее всего, ближе к ре. |
Re: Особенности конструкции
Цитата:
В этих флейтах я их таки сгладил, чтобы окно плавно перетекало в канал флейты. Решил попробовать сразу. Предположил, что будет меньше завихрений коротковолновых звуков гармоник... Может и что-то этим спровоцировал? Тогда больше не буду... :coquet: |
Re: Особенности конструкции
Цитата:
Цитата:
Ну и самое неприятное - расширение канала. Если канал флейты имеет конусность в районе игровых отверстий, то она должна быть обратной. В противном случае сужается диапазон дудки (что и имеешь в результате). Флютмейкер сказал бы: у тебя диаметр в месте пучности меньше, чем в месте узла, и таким образом ты теряешь в громкости гармоники (в данном случае - первой, то есть, основного тона). То есть, если ты и увеличишь высоту окна, поднимешь лабиум относительно виндвея, то не гарантия, что у тебя самая нижняя нотка тоже зазвучит "в полную силу". А то, что у тебя стенка виндвея (нижняя) гладкая - это "хорошо". Все поверхности, на которых происходят гидродинамические процессы звукообразования (виндвей, лабиум), везде где есть трение воздуха о поверхность - все должны быть гладенькими. Меньше шипит флейта. Хотя, есть ценители, предпочитающие пошипеть :) Цитата:
|
Re: Особенности конструкции
Цитата:
Цитата:
То есть, надо врезаться слегка (на полвысоты щели) в тело флейты, а в блоке глубину выемки уменьшить? Да, в этом случае лабиум будет рассекать струю пополам. Если это так важно - сделаю! Я правильно тебя понял? Цитата:
Цитата:
Цитата:
А и большое тебе гранмерси, друг! |
Re: Особенности конструкции
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Re: Особенности конструкции
Цитата:
Так понятнее? Падать не будешь? :-D :zhal: :wave: И всё же насчёт сглаживания как? Кстати, у малой флютки ключ получился почти как предсказал Маэстро: ре-диез. |
Re: Особенности конструкции
Цитата:
|
Re: Особенности конструкции
Можно и не заморачиваться. Длинна 5 мм более чем достаточна для флейты в фа. Но проблема, вероятнее всего, именно в том, что поток идет в основном выше среза свистка. Для того, чтобы не удлинять окно лабиума и не прорезать еще щель в теле флейты под щелью в блоке можно просто снять фасочку на задней части окна лабиума. Вуаля, поток слегка опустится и будет попадать правилно на срез. А при окне в 8 мм возможно появление шипения.
Слова "Для пимака в норме" вобщем-то странное словосочетание, т.к. вариантов исполнения свистка масса. |
Re: Особенности конструкции
Noname, я ещё круче могу заплести! Но не буду...
Маэстро, при 8 мм точно - шипит! Попробую в большой довести до 6-7 и фаску снять, а в маленькой - обойтись фаской. Большущее Вам сенкью за проявленное внимание! |
Re: Особенности конструкции
Цитата:
|
Re: Особенности конструкции
Цитата:
А ведь ты что-то про это знаешь! Твои же слова: "технологическая выемка внутри игрового канала к лабиуму может быть очень глубокой..." Была бы у меня хоть какая теорийка этого углубления, не пришлось бы портить пимаки... :518: |
Re: Особенности конструкции
Цитата:
|
Re: Особенности конструкции
Фаска, а затем и траншейка порядка 0,3 в теле флейты хорошо помогли в маленькой дудке. Вторая гармонь всплывает теперь только при форсировании звука. Но и так уже достаточно мощно. Дотяну, пожалуй, до чистого РЕ наклейкой 2-3 см дополнительного цилиндра из рябины. Потом настрою на РЕ с минусом центов в десять-двадцать. Очень бы не хотел кленовый пимачок испортить, а опасения в дальнейшем - побаиваюсь начать сверлить отверстия. Мне их сильно захотелось сделать полноценные шесть. Пользоваться НАФлютоматом не умею. Маэстро, при длине от лабиума до конца 250 мм как бы Вы разметили дырки? Наверное, такие цифры и без флютомата в уме уже прикидываете?
В большом пока не получается. Разрежу и поправлю сначала внутренности, видимо... |
Re: Особенности конструкции
Вложений: 1
Приветствую всех, решил примкнуть к вашему форуму, поскольку увлекаюсь пимаком (правда делаю только первые шаги). Для меня большой проблемой является увлажнение пимака, поскольку играю на одном инструменте. Решил поделится способом борьбы с этой проблемой, подсмотренным на одном американском форуме, в моем случае он тоже прекрасно работает. Там человек рассказывал, что ему нравятся больше других флейты High Spirits, но они сильно быстро намокают и поэтому он использует короткую пластиковую трубку воткнутую в пимак. Это в его случае раз в 8 замедляет процесс увлажнения.
|
Re: Особенности конструкции
Вот тоже подумалось: а как избавляться от влаги в пимаке? Она же неминуемо будет накапливаться в предварительной камере?
|
Re: Особенности конструкции
Цитата:
|
Re: Особенности конструкции
Собрался сделать себе пимак. Сначала хотел купить, но есть острое желание сделать себе инструмент самому. Есть хорошо выдержанные заготовки клёна (четыре года сушки на чердаке). Хочу сделать склейку из двух половинок. На днях получу стамески. Tokugava, скажите, как по Вашему опыту, стоит ли изнутри пропитывать его маслом или лаком? Если это надо сделать, то чем лучше?
|
Re: Особенности конструкции
Цитата:
|
Re: Особенности конструкции
Яхтный лак наверное подойдёт?
|
Re: Особенности конструкции
Вложений: 2
Цитата:
|
Текущее время: 05:21. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot