![]() |
(Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Внимательно сейчас изучаю полный список аппликатур от Иоганеса Фишера:
В результате экспериментов на альте (Молленхауэр Денер) были получены: си-бемоль малой октавы, ми-бемоль первой и ми первой (на полутон ниже стандартного нижнего фа).. а теоретическое "ля" малой октавы никак не "зажигается"...:-D Первые 2 ноты действительно 3 пьяно, настолько тихие, что вряд ли попадут в запись. Ми более громкое, если подольше тренироваться ее тянуть, то в конце концов будет получаться использовать "ми" в произведениях. Однако, "ми" очень неустойчивое, ведь выходной канал надо перекрывать не полностью, а на значения от 1/4 до 1/2.. Я прижимаю раструб к колену частично и ловлю нужный тон на слух. Что касается движения вверх, то звучание нот до "си-бемоль" третьей октавы (включительно) я считаю уже приемлемым для использования в произведениях.. постараюсь также освоить "си" третьей октавы к рождественской части фестиваля.. я как раз подобрал произведение местами вылезающее за пределы стандартного диапазона блокфлейты как раз до этого "си"... Так что насколько это будет приемлемым на слух Вы уже будете судить сами по результату прослушивания..:zhal: "до" четвертой октавы я выдуваю, но по качеству звучания оно пока никуда не годится.. ну и выше лезть пока нет никакого смысла.. .. Давайте делиться опытом! Кто еще пытается выскочить за пределы стандартного диапазона и использовать эти ноты в произведениях? З.Ы. Это нужно хотя бы для того, чтобы не впадать в угнетенное состояние от "ограничения" в 2 октавы :-D Пусть нет необходимости играть произведения вылезающие за стандартный диапазон, но если есть умение играть в более широком диапазоне, чем 2 октавы, то трудноиграемые края диапазона отодвигаются и стандартный диапазон играется легче.. |
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
В своё время очень интересовался расширением диапазона.
Из своего опыта - на сопранино-сопрано-альте вверху доходит достаточно легко до соль/до соответствующей октавы. Звук свистит, конечно, очень сильно. На дереве, даже самом дешёвом (у меня было только такое в распоряжении) верха берутся гораздо легче и звучат мягче. Низы лучше всего брались на пластиковой "белой" ямахе YRS-24B. Мои "низы" - это си и си-бемоль. Си стандартно, си-бемоль - взято до-диез1+закрытый раструб. Верха из пластика лучше всего брались на...сопранино. Она и так визжит, поэтому верх смотрится как продолжение основного диапазона. Но на сопранино выше си-бемоль я старался не заходить. С низкими (тенор, бас) сложнее. На басу теоретически можно забраться очень высоко, но некоторые звуки (например верхняя ля) отсутствуют напрочь. Их приходится подтягивать. Однако же, звучат они мягко, хотя и пустовато. То же самое на теноре - верхняя ми берётся полным закрытием всех отверстий - грань очень тонкая - нота хочет сорваться либо вверх, либо вниз. Нижние звуки на басу почти невозможны, по причине причудливой формы. Да и звучали бы они неприлично глухо. На теноре уже лучше - си и си-бемоль берутся, но последняя слабо. Да, тенор и бас - пластик от Ямахи. |
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
Диапазон две октавы это не плохо. По видимому, эффективный диапазон блокфлейты - две октавы. Более высокий регистр работает заметно хуже: резкий звук, труднее интонировать, больше расход воздуха. Стандартный диапазон немного больше 2х октав. Но есть проблема с до-диезом (для сопрано/тенора). Это нота часто плохо берется на блокфлейтах. И ре уже громко звучит.
У инструмента определенный диапазон. Это нормально. Есть специальные модели, где диапазон прилично расширен (Modern, Helder модели). У клапанного тенора Canta/Denner тоже доступно полоктавы в третьем регистре. Можно обратить внимание, что в третьем регистре на таких инструментах активно используют приоткрытие дырочек левой руки. Например ми третьей октавы (для сопрано/тенора): / ооО | ОООО (нота занижена, поэтому нужно дуть сильнее). |
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
Цитата:
Более того даже резкие ноты могут быть оправданы художественным замыслом.. |
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
Кстати получается две темы: расширенный диапазон и динамика.
"Она и так визжит, поэтому верх смотрится как продолжение основного диапазона." :-) На пластиковом ямаха теноре ми третьей октавы можно взять так: / O*O | OOOO (правда нота занижена) |
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
Цитата:
Из динамических аппликатур я использую пока по ситуации только 2 аппликатуры для ре-диез второй октавы: У Деннера та аппл., которая в таблице обозначена мецофорте, - это обычная аппликатура, не выпадающая из общей динамики соседних нот, а фортеаппликатура (хотя обычно она считается стандартной, для пластикового альта) на Деннере значительно громче соседних нот. Строчка мфорте в таблице - соответствует стандартным аппликатурам деннера-альт.. мфорте аппликатура длч ре-диез-2 на пластиковой ямахе альт, это уже скорее мпьяно аппликатура.. Так что таблица И.Фишера скорее относится к деревянным инструментам, чем к пластиковым. Однако, в изменениях динамических аппликатур можно поймать тенденцию и уже осмысленно подбирать нужные аппликатуры на своем инструменте / O*O | OOOO - для ми-3 - это фортеаппликатура для ля-3 альта.. притом это наверно даже 2форте. Нормальное по динамике "ля" получается только с коленкой. Здесь таблицу смотреть удобнее: |
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
Ре-диез второй октавы на альте соответствует аппликатуре ля-диез на теноре. Стандартная аппликатура: о **О|***О. Имеется в виду эта?
|
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
Цитата:
о **О|***о (форте в таб= стандарт для ЯмахаПластАльт) и о **О|О**о(мфорте в таб=стандарт для деннер-альт) Пока не совсем понятно когда и как начинать учиться динамическим аппликатурам, т.к. у нас этим мастерством неизвестно, кто владеет.. Пока можно сформулировать вопросы: 1) Список рекомендуемые произведений для постепенного ввода в систему динамических аппликатур? 2) Как понять, что одной гибкости дыхания мало и надо уже прибегать к помощи альтернативных аппликатур? 3) Начинать лучше с какой-то определенной части диапазона или добавлять эти аппликатуры в хроматическую гамму сразу на весь диапазон? ... |
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
Цитата:
Спасибо! :artist: |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Какие-то проблемы с той страницей, у меня на работе возможно сохранились копии..
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Нечего блокфлейту насиловать и себя. Играйте то, что написано для нее и то, что на ней звучит. Точите мастерство в этой области. Гнаться за диапазоном не имеет смысла... Потому,что более двух октав она не тянет (Забыл дописать) Хоть тут лопни, хоть тресни, дальше двух октав непригодный звук, где то можно использовать, но это скорее исключение, чем правило
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Вложений: 7
Нашел на домашнем компьютере:
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Я через полгода после получения грушевого Kueng тоже начал "верха" осваивать - добрался почти сразу до си''' ( более-менее слушатебельно - до ля''') ,но потом перестал экспериментировать так как постоянно растут требования к звуку - хотя не исключаю, что годика через 2-3-6 попытаюсь покорить блокфлейтовый Эверест (хотя настоящий Эверест не в этом, конечно)
Вот какие аппликатуры я использую для получения "запредельных" звуков: G#''' : xoxoo00 / xoxooxx A''' : oxooo00 A#''' : как ми третьей октавы ( на передувании ) B''' : как фа третьей октавы ( на передувании ) С'''' : xoooo00 / xooxo00 ____________(само собой, октавное отверстие везде едва приоткрыто - при чем от умения угадать это самое "едва" во многом и зависит качество звучания, так что тут никаких общих правил не может быть - всё зависит от конкретного инструмента/исполнителя) |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
Понятно что расширенные произведения не должны выскакивать сильно за пределы обычного диапазона и если выскакивать, то на форте и сильную долю (иначе действительно звук наверху будет неприемлемым) AntonVaron, все аппликатуры без перекрывания раструба? То есть они получаются значительно громче, чем ноты обычного диапазона? Попробуйте с закрыванием раструба, те аппликатуры, которые в таблице до A (включительно)- ИМХО они совершенно полноценные, звучат, как продолжение обычного диапазона (безусловно с увеличением громкости, но без ступеньки) - мне очень нравятся, когда получаются чисто.. Но только нужно наловчиться работать четко ногой, чтобы зубы не выбить и вместе с тем призвуков не создавать.. |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
NikolayUB, какой в этом смысл? Ну взяли там Си4, а зачем оно такое нужно? Смысл вообще брать такие неполноценные ноты? Они как факт абсолютно некрасиво звучат на ряду с другими и тем самым портят общее настроение от прослушанного. На мой взгляд это просто позерство со стороны "флейтиста", я типа могу в 4-ой октаве играть, а я могу в 5-ой, ну всё это глупо и ничего ровным счетом не значит. Эти ноты неуправляемы, их можно вставить где-то в кульминации и всё, при этом еще и стоя на одной ноге, что лично меня очень СМУЩАЕТ!!!
На мой взгляд на первом месте стоит музыка. Если ее возможно сыграть то, как вам хочется на блокфлейте то супер. А если это нереально, то лучше не мучать себя и других людей. Тем более, что репертуара для блокфлейты навалом! |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Давно пробовал динамические ап. с сайта
Можно подобрать пиано для октавы в середине дипазона без коленки. Наблюдение. Блокфлейта хорошо звучит без резкости до «до» третьей октавы. Причем это для разных флейт: сопрано, альт, тенор. |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
На вопрос зачем, я уже отвечал: ради лучшего контроля основного диапазона.. Т.к. лично для меня только выход за пределы диапазона дает заметные улучшение внутри диапазона. Просто расширяются возможности управления звука дыханием, и только одного этого достаточно, чтобы продолжать заниматься, даже если расширенный диапазон никогда не позволит достичь ценного художественного результата. (Полагаю, что у флейтистов то же самое?) Если Вам такой путь не подходит, - значит не подходит...
Подобным же образом начинающий водитель начинает хорошо чувствовать машину, когда у него начинает получаться: 1) Ехать медленнее минимальных оборотов колес с постоянной скоростью, путем периодического выжима сцепления 2) Отправлять на скорости машину в занос на льду и восстанавливать контролируемое движение. В обычном движении это все не нужно, это нужно только для уверенности водителя в себе..., хотя это тоже можно назвать позерством Позанимался сегодня динамическими аппликатурами.. Почти все аппликатуры для одного пьяно (P) работают отлично, даже тембр почти не меняется..а если и меняется, то это нормально, также как у фортепиано у форте и пьяно разные тембры.. что касается pp и ppp, то не все получается и даже если получается, звук неустойчивый (возможно нужна сильная опора) Упражнение такое: соль (стандартное) - фа-станд - соль (станд) - фа (пьяно альтернат) - соль-диез (станд) - фа- диез(станд) -соль-диез (станд) - фа- диез(пьяно альтернат.) и т.д. Не смог пройти даже одну октаву, т.к. быстро устал, но все еще впереди.. Цитата:
С нотой на полтона ниже "си" вроде разобрался - она очень критична к положению большого пальца на октавнике. |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
noname, звук у блокфлейты в стандартном диапазоне приятный на слух, если конечно же хорошо играть и блокфлейта хорошая. Я не открою Америки если скажу, что блокфлейта и флейта не берут одной красотой звука, многое значит то, как мы (исполнители) интонируем те или иные места в произведении, как мы в целом окрашиваем и чувствуем то, что предлагает нам композитор. Извлечение звука, скорость пальцев и их синхронность с языком это лишь физика и ее одной нам недостаточно. В стандартном диапазоне мы можем там где требуется играть пьяно, где надо форте, если надо играть грубо - можем грубо, если нежно -то нежно и т.д. Все, что выше или ниже этого уже не имеет. И дело не в звучании ноты, нет возможности ее полноценно использовать при исполнении, она портит собой всю картинку.
Если посмотреть на блокфлейтовый репертуар, то все что выше До3 для альта как правило используется в кульминации, короче говоря композитор учитывал особенность инструмента и не задавал нереальных задач. Я когда только купил альт, сразу начал подозревать блокфлейту в ущербности. Вот сейчас я этой ущербности не чувствую. Конечно надо смотреть правде в глаза, есть свои ограничения и свои минусы, но они есть у любого инструмента в той или иной степени. То как мы играем в меньшей степени зависит от инструмента, я повторюсь главное то, что у нас в сердце и что в голове. Если это бездумное движение пальцев то не спасет никакая доля платины или древесности во флейте. Всё должно быть с умом и с чувством и когда подходишь к делу с этой позиции сразу становится ясно, что "эверест" совсем неподходит для выражения чувств... Но и на флейте то же доступен не весь репертуар, где то красивее звучит вокал и точка, где-то рояль, что ж теперь удавиться? Ну не существует чудоинструмента... Чисто мое мнение, заниматься надо реальными делами, а не лезть в сомнительные вещи тем более, что работы непаханное поле. Гаммы, пассажи, динамические оттенки, артикуляция, фразировка, пальцы и язык, трели и т.д. Тем более, что в середине диапазона четкость дыхания особенно важна, тогда как на верху главное к звуку не "подъезжать", помоему наверху залог успеха в хорошей работе живота. Вот как то так... |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Сережа, это все ни о чем... общие красивые слова, не больше. Они все верные, но совершенно не отвечают на заданный ноунеймом вопрос.
А вопрос-то был совершенно верный - если уж устанавливать границы, и более того, всех в них загонять, определяя какие-то ноты как неполноценные, не придем ли мы к маразму, когда "ИСТИННО ПОЛНОЦЕННЫМИ" будут объявлены только две самые средние ноты? где тот критерий, который позволяет определить, что вот эти две октавы полноценней других? Николай совершенно мудро предлагает искать возможности расширить исполнительский диапазон, добиться улучшений звука даже в крайних регистрах, а что предлагаешь ты? Совершенно очевидно, что в высоких нотах должен быть запас - и ре прозвучит красиво и уверенно, если в постоянных упражнениях исполнитель играет и ми и фа... (пример условный) P.S. Есть мудрый анекдот, что на любой дороге есть только один "правильный" водитель - это ты сам. И все, кто едет медленнее - "тормоза", а кто быстрее - "сумасшедшие"... понятно, к чему я? |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Sopilkar, вообще не понятно к чему вы ведете и к чему анекдот то же.
Я тут да же спорить не буду, если вы полагаете, что в результате тренировок вы научитесь играть Ми1 форте и Ля3 пиано, то вперед и с песней. Добавлю... Не знаю, Николай, были вы в курсе или нет но к нам в Питер приезжал Испанский консорт блокфлейтистов, концерт был в зале дворца Меньшикова. Играли они потрясающе, потрясающий звук, потрясающая атмосфера, совершенно индивидуальная. И на флейтах и на блокфлейтах можно играть гениально, но они друг друга не заменяют, они очень индивидуальны. Так вот все, блокфлейтисты играют на нескольких блокфлейтах, а не стоят в непонятных позах затыкая раструб. Если есть ноты неукладываемые в диапазон то берут флейту повыше или пониже и на этом вопрос решается. |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
=))) иногда намека достаточно...
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
А настоящая музыка начинается только тогда когда, когда техника уходит в подсознание, тогда нет уже никаких преград для реализации художественных образов. В этом смысле Тебе, начинающему с чистого листа, было проще чем, мне, т.к. у меня первоначально была связь: нота - воображаемый образ соответствующей клавиши (фо-но), а для перехода к аппликатурам блокфлейты приходилось совершать дополнительные усилия. Только сейчас, первые полгода (после 3 лет занятий) я чувствую себя свободным от этой "фортепьянной подпорки" |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
Правда, только в конце, но все равно уже не все.. А если блокфлейтист сидит, а не стоит, то проблемы позы с "поднятой ногой" нет совсем.. Ой! А органисты все время ногами играют - цирк! :-D И неужели никогда не было желания побывать в роли клоуна? Ведь здорово, когда люди удивляются, веселятся! Теперь без шуток - методика "игры с помощью ноги на блокфлейте" : Если стоя: 1) Заранее поднимается нога и фиксируется в определенном положении 2) Далее к ноге подводится блокфлейта, но стыковка производится не сразу 3) Блокфлейта только перед той нотой, где это нужно, аккуратно стыкуется с бедром путем изменения угла наклона блокфлейты в сторону корпуса, чтоб зубы были целее :-D (я так делаю) А товарищ из видео, подводит раструб к колену медленно и прямолинейно, подобно стыковки "союза" к орбитальной станции.. (тоже вариант, но если поспешишь ..) Если сидя: 1) Нога всегда находится в нужном положении (можно ее поставить на подставку, как делают гитаристы) 2) Выполняется только только пункт 3 - |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
Я бы охотно глянул, как она сама изящно ножкой бы так махнула. =))) А сыграно, конечно, здорово! |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
Если в брюках, то вполне! |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Я честно говоря удивлен, да же не так! Я в шоке от того, что читаю в теме о блокфлейте. Я боюсь да же сам Фишер бы получил психологическую травму если бы прочитал...
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
При том развитие чувства юмора возможно как вверх (тонкий английский юмор, утонченный джентльменский юмор), так и вниз (эм..) :-D |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
А вот с ногой, тут уже сложнее - помоему удобнее сделать дополнительный клапан, чем учиться виртуозничать своей нижней конечностью. |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
Если я что не так сказал, так покорнейше прошу прощения. =0)) потому как из нас троих (последних ораторов) только я, наверно, в теме про блокфлейту могу ошибаться... |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
Насколько помню, пересказ инструкции Фишера: "изящно поднимаем ногу.." |
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Разговор о спектрах звука перенесен сюда:
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Производители стараются расширить диапазон. Есть модели с выровненными регистрами. Есть вообще современные модели, где 3 октавы полностью доступны. С такими инструментами используют специальные аппликатуры, где левая рука приоткрывает дырочки. Тогда звук получается нормальный. Возможно приоткрытия помогают октавному клапану.
Но для стандартной блокфлейты ценность третьей октавы сомнительна. Если регистры в модели специально не выровнены, то третья октава (начиная с ре/соль_на_альте) дает значительно более громкий звук. Стандартная блокфлейта (без клапанов): - третья октава дает значительно более громкий звук - тембр звука резкий - сложнее атака - трудно интонировать (в сочетании с резкостью и громкостью это большой минус и риск при игре), т.е. точно взять ноту не очень получается, приходится корректировать в процессе. - большой расход воздуха, блокфлейта здесь теряет эффективность Современные инструменты с расширенным диапазоном могут быть лишены некоторых недостатков. Но это единичные модели, которые дорого стоят. На них как правило ставят дополнительные клапаны. Флейта с клапанами и флейта без клапанов - немного разные вещи. Безклапанный простой инструмент привлекателен надежностью, естественностью и хорошо работает в пределах двух октав. Вкусы и мнения могут отличаться. Лично симпатичны более простые инструменты. Значительно усложнять и удорожать флейту (и возможно значительно усложнять обучение), чтобы добавить еще октаву. Стоит ли. Консорт флейтистов все равно имеет преимущества, музыкален и достаточно техничен. |
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
Цитата:
|
Re: Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне
Цитата:
С использованием табуретки не стесняйтесь, я уже положил начало этому процессу на зимнем фестивале: ИМХО гитарная подставка - устройство способное придать элегантность поднятой ноге, особенно если нога принадлежит женщине в длинном платье :-D Гораздо более опытный музыкант Dr. Dev. переиграл танец из Щелкунчика на сопрано и для верхних нот использовал "бесколеночные" альтернативные аппликатуры: Что безусловно получилось лучше, чем у меня, однако: Цитата:
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
ну в данном случае, я вижу,что начала бы на альте, а закончила на сопранино, это все можно назвать подвигами энтузиазма и даже завело и захотелось попробовать. это безумно сложно.:wave::yes::user:
|
Re: (Таблица И. Фишера) Игра на блокфлейте в нестандартном диапазоне и с динамикой
Цитата:
|
Текущее время: 07:16. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot