![]() |
Как я подстроил сопилку
я, конечно, не самый мастеровитый товарищ, но когда нужно, могу и поработать и мозгами и руками.
Вспоминаю, что один человек жаловался на неточный строй мастеровой сопилки, в частности, завышенные ноты. А недавно столкнулся с этим сам, и к своему удивлению, очень быстро выход нашелся. Вот, рад поделиться своим решением. |
Re: Как я подстроил сопилку
При такой подстройке начнет чуточку низить передыдущая нотка, ля, хоть и незначительно. Но эту нотку можно просто "догонять дыханием" (дырка большая) - "место" удачное. Если бы ты большую дырочку после маленькой подстраивал - сразу бы увидел результат.
|
Re: Как я подстроил сопилку
ноунейм, ты наверно перепутал - будет низить следующая, более высокая дырка.
а вообще будет изменятся хоть и немного строй всех дырок, даже тех что ниже, может по разному в разных октавах, так же могут исчезнуть/появится работающие аппликатуры в 3 регистре. так что на вой страх и риск. З.Ы для быстрой подстройки уменьшением гораздо удобнее обыкновенный скотч. |
Re: Как я подстроил сопилку
Спасибо, уважаемые практики и теоретики, но опыт показывает - теперь, слава мне, все звучит гораздо стройнее.
Поэтому я предполагаю следующее: Сопилка фабричная, то есть шаблонная. Шаблон наверняка вымерян неоднократно. Но в результате какого-то катаклизма одна из дырок оказалась расточена чуть больше, чем надо. В результате до, ре, ми и фа были ОК, а соль завышала на 1/6 или 1/4 тона. Наверняка, вместе с ней завышала и ля, например. следующая нота при движении вверх и предыдущая, если сверху вниз. В результате, скорректировав ошибку создателя (как фраза-то глобально звучит! ;0))) и устранив завышение ноты "соль", я, в качестве побочного эффекта, устранил и легкое завышение ноты "ля". Потому что после "ремонта" я уже не поленился и проверил все нотки через тюнер. И при том, что на басу все нотки имеют более-менее плавающую высоту, сильно зависящую от силы подачи воздуха, но при равномерной подаче гамма теперь звучит гораздо стройнее. Чему я несказанно рад. =0))) |
Re: Как я подстроил сопилку
Цитата:
Цитата:
Sopilkar, но в целом замечание Метриона существенно. Если попросить мастера построить одну нотку на флейте, то ему придется иметь дело с почти всеми дырочками. Создание/устранение/увеличение/уменьшение различных полостей (а прикрытая пальцами дырка - полость) в канале приводит к, порой, парадоксальным изменениям настройки игровых отверстий. Но место, в которой осуществлена подстройка - удачное, после него вверху лишь большие дырки идут, а соль диез играется "вилкой". Если бы надо было подстроить нотку ми, то фа и соль начали бы низить существенно. По технологии. Гораздо удобнее делать такую подстройку бумагой. Полоска бумаги замачивается в клее, сворачивается в колечко и вклеивается в отверстие. После высыхания клея можно абразивами (тонким напильником, свернутой в трубочку мелкой наждачкой) снять необходимое количество материала. Так просто выходит точнее. Еще можно лаком, перегретым воском уменьшать диаметр. |
Re: Как я подстроил сопилку
Цитата:
|
Re: Как я подстроил сопилку
Цитата:
Просто первый раз мне рассказывали о проблеме с завышенной нотой, и человек пытался зарастить отверстие стоматологическим гипсом, а потом расширял бормашиной. С этой точки зрения предложенное мною решение объективно многократно проще и элегантнее. Я думаю, с него можно начинать, и если такой простой способ не даст результат и даст не совсем то, что ожидалось, тогда можно будет переходить к более сложным процедурам. Потому что по соотношению "усилия/качество" мой вариант кажется мне лучше, да и минимально трудозатратным. =) А результат (может быть, мне просто повезло, как любому новичку) оказался замечательным. К тому же почти прозрачная пластмасса практически не видна, не портит "аутентичность" инструмента. |
Re: Как я подстроил сопилку
Цитата:
У отверстия есть внутренняя и наружная фаски (посмотри на сопилки Янова). Они не просто так, а имеют цель повысить "открытость" звука. С их же помощью изготовитель "догоняет" настройку. Конечно, все эти аспекты - достаточно высокоуровневые, и касаться они должны мастеров и тех, которые будут строить "академическую" культуру сопилки. Но так уже хочется, чтобы золотой век побыстрее наступил :)))))) |
Re: Как я подстроил сопилку
Итак, товарищи, после того как я вчера под полноч "разгадал" сопилочку
Цитата:
- Как поднят общий строй, укорачивать некуда сопилку. Можно ли наждачкой укоротить то сочленение, в которое шире (в него вставляется другое), и на сколько укоротить примерно?; - Некоторые нотки совсем немного низят ( так что дыханием без проблем можно подстроить), следует ли их подогнать, что бы "ну прям ваще ништяк было"? - Я правильно понимаю, что если нотка низит, то это легко можно исправить разточив дырочку со стороны свистка? |
Re: Как я подстроил сопилку
"Детская болезнь". Это нормально...
Надежда купить фотоаппарат с кнопочкой "снять шедевр"... надежда купить флейту, которая будет строить "всегда и везде". Которая, может быть, и гаммы сама играть будет... и тембр у нее будет лучше всех, и вибрато сладкое и эротичное... Нет совершенно стройной сопилки... уверен, что и любой другой флейты нет... Общий строй инструмента - это сочетание таких факторов, как сила подачи воздуха, температура инструмента, температура окружающего воздуха, в случае с сопилкой - это еще и градус инструмента относительно тела (то есть прикрытие окошка подбородком), и так далее, и тому подобное. Самое смешное, что это уже говорилось, и не раз... Не раз говорилось, что холодная флейта низит, и настраивать (и ПРОВЕРЯТЬ СТРОЙ!) надо прогретый инструмент... К стыду своему, признаюсь, что уже достаточно давно не настраиваю сопилку. То есть вообще.. она нашла какое-то среднее положение, и остается в нем. При условии, понятно, что свирель строит сама с собой. Единственное, что необходимо делать - постоянно контролировать строй сопилки с другими инструментами. Слышишь, что низит - дуй сильнее, поднимай инструмент выше. И все!!! Четверть тона точно компенсируешь. Если высит - напротив - меньше воздуха и ниже сопилку. В пределах полутона спокойно варьируешь звучание без всякого хирургического вмешательства. И ВСЕ!!!! |
Re: Как я подстроил сопилку
Цитата:
Цитата:
|
Re: Как я подстроил сопилку
копетан физика деревянных духовых спешит на помощь:
"Я понимаю, дерево влагу потянуло..." во первых фабрички все пропитаны воском навылет то есть ни грамулечки водицы они не впитают в себя. а даже если бы и могли то для того чтоб услышать низящую от этого флейту надобно чтоб она конкретно так на пару тройку мм увеличилась по длине. что не наблюдается у тех пород из которых делаются инструменты. З.Ы колупатся в дырках только на свой страх и риск. лучше не колупатся. ну разве что есть запас инструментов на эксперименты |
Re: Как я подстроил сопилку
Добрый день.
Мой совет - Немного поиграйте на сопилке, привыкните Вы к Ней , Она к Вам. ( Ну хотя бы месяц- два ). И без опыта подтачивания музыкальных духовых этим не занимайтесь ( или на свой страх и риск и под свою ответственность, или понимать что можно запороть ). |
Re: Как я подстроил сопилку
Цитата:
Главный мой вопрос : Цитата:
Цитата:
|
Re: Как я подстроил сопилку
Цитата:
2. Миллиметра 2 должно хватить за глаза. |
Re: Как я подстроил сопилку
окей. нада действительно проверить. у меня есть фабричка. надаб удет ее замочить на пару часиков. проверить так сказать на устойчивость.
|
Re: Как я подстроил сопилку
Подточил сочленения наждачкой, подогнал друг к другу, теперь щель между сочлениния стала равномерной, и сопилка больше не похожа на австралийский боевой бумеранг( из-за косого зреза того сочленения, где свисток, создавалась оптическая иллюзия что сопилка сильно кривая). Потом подумал - и решил: Была не была! Скрутил трубочкой мелкую наждачку и подстроил низящие чуточку F, F# и A. Стало совсем хорошо( по мнению тюнера и меня). В процессе подстройки заметил интересную особенность - если играть гамму следя за тем, что бы дыхание было одинаковым, то видно, где какая нотка врет, но если играть мелодию, то ноты берутся чисто, видимо мое подсознание умнее сознания, и я дыханием подстраиваюсь автоматически. Так что если сопилка чуточку не строит - то подстраивать особого смысла нет. Но если, как в моем случае, ноты низят немного, при этом подряд, то можно и попробовать настроить. Если бы ноты в "разнобой" фальшивили, то такой чайник как я, конечно бы только "доламал".
Это уже не в тему, но спрошу заодно... Та круглая пластинка пластика, что не денце клеится, отклеилась, и такой пластик плохой, что разкрошилась в руках, когда я хотел его снять совсем, зачистить и приклеить назад (а я был очень аккуратным). Оно то и не беда, новую пласмаску приклею, но не уверен как всякие "Супер клеи" влагу переживут. Может кто имеет опыт, какой клей использовать? |
Re: Как я подстроил сопилку
Цитата:
|
Re: Как я подстроил сопилку
что ж Вы мучаетесь, закажите уже сопилку у мастера какого-нибудь, начнете играть наконец, а не доделывать все время сопилочку свою...
|
Re: Как я подстроил сопилку
Так я и не мучаюсь. Сломать, а потом сделать как было. Это рецепт маленького счастья :-) .
|
Re: Как я подстроил сопилку
цианокрилаты (супермомент и т п) очень легко переживают влагу. единственное чего они не переживают - больших температур. хотя бывают и тут чудеса. я использовал какой то дешевый цианокрилат чтоб приклеивать 2мм сталь к дереву (да он клеит сталь к дереву!) с последующим сверлением ее насквозь и вкручиванием болтов (задача была чтоб железяка не сдвинулась). в общем сталюка так и не отклеилась хотя я ее обрабатывал потом болгаркой и ошщутимо нагревал.
|
Текущее время: 09:35. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot