![]() |
|
Проблема устойчивости блокфлейты
Давайте по постановке)
Про игру сидя я уже сказала - вследствие этого у вас опущена голова и прижаты локти к туловищу, возможно. поэтому и флейта низковато опущена - как только поднимете голову, немного отойдут локти от туловища и флейта будет повыше - угол примерно 45 градусов, плюс-минус 5. Если постоянно играть сидя, эти же проблемы будут и в положении стоя, именно поэтому не нужно даже пытаться играть сидя - видно сразу же, даже по работе в школе помню, с первого взгляда можно сказать, как занимается дома ученик - стоя, как положено, или сидя) Опускается голова - зажимается гортань - становится плоским звук. Попробуйте поговорить в таком положении - голос становится совершенно другим, а что говорить о звуке духового инструмента. Мундштук флейты не на зубах - мы уже говорили на эту тему где-то, как следствие - флейта неустойчива, "ходит" при игре и возникает неконтролируемое понижение или повышение звука, очень сложно играть в быстром темпе из-за неустойчивости, звук плавающий в системе. А учитывая то, что вы человек музыкальный и движетесь при игре, а не стоите статично, звук страдает еще больше. Губы должны складываться в легкую улыбку при игре - когда мундштук стоит правильно - чуть вверх уголки, за счет этого идет плотный обхват и повышается качество звука. При взятии дыхания флейта не должна даже на см менять положение во рту, опять же страдает звук. Пальцы очень хорошо поставлены, тут даже при желании придраться не к чему) Я бы посоветовала вам поиграть больше в медленном темпе, кантилену, отработать звук, его качество. чтобы он был более округлым, плотным, красивым. Конечно, если вы захотите исправить постановку, звук улучшится даже за счет этого. И нужно последить за окончанием длинных звуков - они у вас понижаются практически везде, обязательно нужно дослушивать эти ноты, обращать на них особое внимание. Полезно поиграть длинные звуки, отслеживая их качество и особенное внимание уделяя окончанию - чтобы звук оставался таким же ровным и той же высоты! Если над этим хорошенько поработать - а это дело не одного месяца, вы уже подсознательно будут отслеживать звук и качество игры повысится на порядок. Но вы меня все поражаете на этом сайте - САМОСТОЯТЕЛЬНО научиться так хорошо играть, да еще во взрослом возрасте - это дорогого стоит, и я очень хорошо это понимаю, это подвигу равносильно. |
Re: "только что записал"
Цитата:
Не знаю, каков ваш опыт. Во всех учебниках, в которых написано, как держать блокфлейту во рту (например Богосян, Буракофф, Долц, форум "Записки начинающего блокфлейтиста", Кадников (!), Кискачи, Питтс, Пушечников, Трэп), было чёрным по белому: край клюва зажимается губами. Кискачи писал о снижении качества звука и ясности артикуляции из-за того, что язык касается мундштука, если блокфлейта лежит на зубах. |
Re: "только что записал"
Не делайте - но сколько я видела записей именно с данного сайта и пару человек в скайпе - проблема везде присутствует - неустойчивое положение мундштука и как следствие плавающий звук.
Я 21 год проработала в школе, учащиеся и на конкурсах играли на блокфлейте и жюри было не самое плохое, были и Всероссийские конкурсы, где в ансамбле была блокфлейта - ни разу не было претензий к постановке. Да, мундштук сгрызается - но срок деревянной блокфлейты 4-5 лет при постоянных занятиях - на такое количество мундштука хватает, а у остальных флейт он особо и не грызется. Даже при регулярных занятиях ни разу не было проблемы, чтобы именно из-за порчи мундштука пришлось менять инструмент. У меня ученица одна 9 лет училась именно на блокфлейте, многие 5-7 лет на этом инструменте. И те блокфлейты, которые были в школе, использовались лет по 10-15 - бедность бюджета сказывается. Я знаю, о чем я говорю. Если не засовывать мундштук наполовину в рот, то атака совершенно не страдает - это тоже исходя из опыта работы. Впрочем, я могу и не говорить свои замечания, играть-то вам) |
Re: "только что записал"
Цитата:
Цитата:
Вы не допускаете, что могут быть разные способы игры? Вероятно, Вам известно, что даже при игре на кларнете и на саксофоне есть постановка с участием и без участия верхних зубов. Почему чего-то подобного не может быть и при игре на блокфлейте? За советы всем спасибо! |
Re: "только что записал"
Нет, что вы) Какие могут быть обиды) Я всегда говорила, что школы у всех разные - как научили меня, так учила и я). Просто порой ощущение, что не стоит вмешиваться, наверное. Учительскую жилку не вытравить - сразу же вижу проблемы и хочется их исправить)
|
Re: "только что записал"
Вопрос о том, надо ли зажимать блокфлейту зубами периодически проскальзывает в обсуждениях. Уже хочется решить его раз и навсегда. В учебниках которые мне попадались, нигде не пишут, что надо зубами зажимать, там в некоторых и картинки есть. Или такой аргумент. Я попробовала играть, как советует Foks. На сопрано это не сложно, но попробуйте на альте -это уже не удобно, предполагаю , что не теноре это будет крайне неудобно. Думаю, что если надо было бы зажимать мундштук зубами, то его форма должна быть плоской сверху, а не округлой.
Хорошо бы спросить у блокфлейтистов-профессионалов. Может у кого-то есть такие контакты? |
Re: "только что записал"
Foks А западные музыканты, виртуозы разные, разве они зажимают? Они кажется вообще не следят за положением флейты - по вертикали у них она ходит в широких пределах, вплоть до перпендикуляра с землей. Разве у блокфлейты это влияет на звук? Это ведь не поперечка.
|
Re: "только что записал"
Цитата:
Но с зубами у меня другая информация: про блокфлейту везде до этого слышал о "только губами", а по кларнету есть постановка на зубы, но мой преподаватель был против нее - он предлагал лучше тренировать амбушюр, чтобы губы хорошо держали мундштук очень близко к верхним зубам, но все-таки их не касаясь, и поменьше делать лишних движений - все эмоции выражать в музыке, а не в движениях. (Ведь при любой постановке двигая инструментом не синхронно со ртом - не сложно испортить себе зубы) Как мне кажется, как раз амбушюр, взятый от тростевых инструментов, может помочь хорошо зафиксировать блокфлейту во рту без участия зубов. ИМХО то что "грызется" мундштук (а вместе с тем и портятся зубы) несколько неправильно, несмотря на то, что звук на зубах конечно лучше, особенно у кларнета - он как будто череп заставляет вибрировать (от трости), но есть мягкая накладка, которая должна по идеи гасить все колебания. Поскольку известно, что корпус блокфлейты почти не вибрирует(не будем совсем категоричными, есть мнение, что не вибрирует вообще), особенно в верхней в досвистковой части, то обогащение звука за счет резонирования черепа для блокфлейты не актуально. Этот сильный довод для удержания мундштука на зубах для блокфлейты точно отсутствует. Остается только то, о чем Вы совершенно справедливо говорите, но с таким методом решения проблемы я несогласный... Мне больше нравится решение - удерживать мундштук сильными губами+сбалансированная работа пальцами, чему способствует поддержание блокфлейты обоими мизинцами в быстрых пассажах. Единственным минусом этого способа является звук похуже на первых порах обучения, пока губы еще слабые, а руки как крюки.. Вопрос сохранения здоровья является одним из главных для любителей, постановка на зубы наверно дает более быстрый успех ( я как раз с кларнетом это хорошо испытал, чтобы сделать запись получше, играл на зубах), но является сомнительной с других точек зрения: - сохранность зубов и инструмента - губы ленятся и не работают в полную силу, т.к. часть работы за них делают зубы. (конечно у начинающего, но если начинающий так начал играть, то скорее всего так и будет продолжать и не узнает, что можно получить звук не хуже и без участия зубов, т.к. тут намного важнее дыхание и тренированный амбушюр) - влияние черепа на звук теоретически под вопросом???? Является ли это доводом за постановку на зубах или это выдумка? Огромное спасибо за то, что Вы делитесь своим опытом и знаниями.. Очень важно знать мнение опытного человека, а споры - куда же без них... Вы заставляете задуматься о проблемах, на которые до этого никто не обращал внимание.. - это замечательно! Кстати, я Вам задавал вопрос в другой теме: |
Re: "только что записал"
вполне допускаю свою глухоту, но не могу услышать отличия в звуке при движении флейтой по вертикали. То есть, дую и двигаю ей вверх/вниз и ничего %)
|
Re: "только что записал"
Понимаете, если бы те, кого я видела и слышала - я про данный сайт, качественно держали флейту губами и она не ходила, не было этого видно, вопрос о положении мундштука просто не возник бы.
Именно потому, что первое, что я вижу - это болтающаяся флейта в губах и возникают эти рекомендации. Значит, нужно отрабатывать эту проблему так, чтобы не было заметно и тогда просто не возникнет никаких вопросов или рекомендаций по этому поводу) Если я вижу проблему, я о ней говорю, у меня нет ни малейшего желания как-то задеть или принизить вашу работу - я пишу обо всех участниках, потому что я очень хорошо знаю, КАКОЙ труд за этим стоит, но не обращать внимания на недостатки тоже не могу, потому что вы стремитесь к качественной игре, а она без правильной постановки невозможна. Мало того, что в школе весь первый год обучения проходит под знаком правильной постановки, скажем так, так еще и в последующие годы приходилось периодически поправлять возникающие проблемы - это нормально) Держите мундштук губами - но делайте тогда это качественно - это непринципиально, если не страдает звук. Но если он плывет и флейта практически ходит ходуном в губах, то уж лучше положите ее на зубы) Школы обучения у всех разные, но в конечном итоге они преследуют одну цель - качественный звук и игра, поэтому не так уж и важно, губами вы будете держать мундштук или зубами, важно, КАК вы будете играть. А самый простой способ опять же - положить флейту на зубы) И опять же - я не настаиваю, по большому счету меня давно уже не волнует этот вопрос, вот только тут и вспомнила об этой проблеме). Пойду в тему по срокам службы) |
Re: "только что записал"
Цитата:
А в быстром темпе, действительно, если начать менять положение блокфлейты, на каком-нибудь из переходов между нотами получается кикс (у не виртуозов) |
Re: "только что записал"
Цитата:
|
http://www.blf.ru/forum/showthread.php?t=4398
Цитата:
Сейчас попробовала поиграть и поняла, что сама как раз не кладу флейту на зубы). Но у меня сильные мышцы и она хорошо держится). И, конечно, держат руки - может быть, стоит обратить внимание не только на губы, но и на них. |
Re: "только что записал"
|
Re: "только что записал"
да, понимаю :) просто все упирается именно в "не слышу разницы", но может я не совсем верно дую и т.д.
|
Re: "только что записал"
а вот Walter von Hauwe
Он вовсе глубокое положение обозначает как ошибочное |
Re: "только что записал"
Цитата:
Я заметил, что когда играешь сам, и хочешь сам оценить влияние чего-то на что-то , то часто это не получается - слишком много факторов за которыми надо следить. Проще играть, думая только о музыке, и записать 2 варианта, а потом сравнить записи.. |
Re: "только что записал"
Играйте качественно, зажимая губами, какие проблемы - но так, чтобы флейта не ходила ходуном в губах и отрицательно не влияла на качество звука и игры. Спорить можно долго и безрезультатно, но критерий один - качество игры.
|
Re: "только что записал"
Цитата:
|
Re: "только что записал"
Да, проблема есть у многих, теперь нужно ее решать). А уж как - это выбор играющего. Главное - качество исполнения)
Кстати, именно поэтому внимание при постановке уделяется правильному положению ног, устойчивости при игре, не говоря об остальном. Я всегда предлагала детям поставить ноги вместе и легонько их толкала, одновременно поддерживая - чтобы они поняли, что ноги должны быть нешироко расставлены для устойчивости. Проблема в том, что одна ошибка тянет за собой другую - вот и игра сидя, видимо, способствует неустойчивости флейты, скажем так. |
Re: "только что записал"
Цитата:
А я практикую еще, страшно признаться :coquet:, игру лежа. При этом я под локти подкладываю подушки, чтобы блокфлейта была в правильном положении. Делаю это не из-за каких-то там педагогических идей, а потому что прихожу домой и хочется полежать, но и поиграть тоже надо :-D (Ни дня без занятий) Очень удобное положение, надо сказать, руки получаются гораздо расслабленнее, чем стоя, только при долгой игре они могут затечь. |
Re: "только что записал"
А мне мой преподаватель как раз рекомендует играть лежа с тяжелой книжкой на животе.Это для развития опоры.По-моему отличное упражнение.
|
Re: "только что записал"
Да.... я изначально оочень неправильно играл. Прекращал поток воздуха после каждой ноты, флейта ходила ходуном от каждого движения пальца, клапан приоткрывал а не ногтем (стабильность получить нереально), имел щели в углах рта, сжимал флейту а не ложил её на большой палец, и так далее... Потихоньку пытаюсь исправляться :))
|
Re: "только что записал"
Цитата:
Ситуация стала исправляться только после занятий кларнетом, также с преподавателем, он к блокфлейте относился как к несерьезному инструменту и учил меня только на кларнете, а я мотал полученные знания на ус и думал, как их применить к блокфлейте. |
Re: "только что записал"
Убилась я с этой проблемой зубов, поговорила с бывшими учащимися и вот что выяснила.
Изначально постановка шла с опорой на зубы, а уже потом, когда появлялась привычка к правильному положению и, как следствие, отсутствие пристального внимания к этому, они начинали играть так, как им удобно) Кто-то до сих пор опирается на зубы, кто-то нет - сейчас специально просмотрела видео с бывшей ученицей, там точно опоры нет на зубы, но блокфлейта не болтается. Смысл в одном - именно эта опора изначально помогает приучить к стабильному и достаточно фиксированному положению мундштука. Именного этого многим и не хватает, хотя если начать специально отслеживать этот момент и заниматься перед зеркалом!, все наладится, но нужны время и усилия. |
Re: "только что записал"
У меня флейта иногда чуть в сторону смотрит, зубы бы решили эту проблему. Но у меня еще есть проблема-язык как то странно заворачивается:))) Как бы объяснить... Кончик не у самых зубов, а дальше. Так вот если флейту зубами брать, язык еще сильнее заворачивается. Это только у меня так наверное?:). а вообще соглашусь,что с опытом,а тем более после других духовых проблема со слабым амбушюром уходит.
|
Re: "только что записал"
ElliKatarina, все у вас нормально с постановкой, я видела. А то, что флейта чуть в сторону - не криминал, мы же не роботы, чтобы точно была соблюдена симметричность.
И флейта у вас не болтается, так что не будьте излишне самокритичны) |
Re: "только что записал"
А проблема скорее всего гораздо глубже, чем зубы/губы/пальцы:
Я хожу с дочерью в театры на балет, дочь смотрит танцы, а я больше смотрю в оркестровую яму и наблюдаю за музыкантами. Особенно интересно то, как музыканты гобоисты и кларнетисты разыгрываются. Один гобоист делал так: снимал трость и не беря инструмент в рот (удерживал только 2-мя руками) простукивал пальцами свою партию. При этом гобой находился в фиксированном положении, как вкопанный. Только после этого он ставил трость и тренировался уже со звуком. А попробуйте такое повторить с блокфлейтой! :-D (только не с деревянной, а то еще уроните) Я попробовал со своим кларнетом - получилось, кроме нескольких нот, которые берутся нажатием рычажков наверху. У кларнета центр тяжести находится с том же месте куда ставится большой палец правой руки, наверно гобой отбалансирован так же как кларнет, а блокфлейта имеет центр тяжести выше. Вот отсюда и растут эти проблемы неустойчивости блокфлейты. По сути и зубы и сильно сжатые губы - это костыль, пытающийся подпереть несбалансированный инструмент. Губы, опирающиеся на зубы, у гобоиста предназначены для того, чтобы управлять двойной тростью, а не для того, чтобы держать инструмент, аналогично у кларнетиста. А блокфлейтисты вынуждены решать проблемы, которые в принципе бы исчезли, если просто утяжелить нижнее колено так, чтобы центр тяжести инструмента находился бы в районе правого большого пальца. :umnik: Как решает проблему Михала Петри: она постоянно держит левый мизинец на корпусе и при необходимости помогает правым мизинцем, ставя его между отверстиями. Я взял блокфлейту и попробовал проделать упражнение гобоиста на блокфлейте используя для поддержания мизинцы (когда правый свободен, он тоже помогает) Вполне получается, кроме нот, которые играются с открытым октавным отверстием - на них инструмент все-таки пытается упасть. |
Re: "только что записал"
Цитата:
|
Re: "только что записал"
Цитата:
Получается лучше, если угол наклона флейты держать менее 30 градусов, лучше всего, когда ноль, и лучше получается, если пластиковую блокфлейту заменяю на Молленхаэр Деннер - он кажется имеет более низкий центр тяжести.. |
Re: "только что записал"
И опять же по опыту - нет проблемы с атакой у учащихся, которым ставишь блофлейту на зубы. Не знаю, почему нет). Но никогда не было.
То ли в силу возраста и гибкости всего, чего можно в этом возрасте, то ли в силу того, что они быстро приучаются держать инструмент в правильном положении вследствие постоянного контроля и уже не ставят ее на зубы - хотя погрызенных флейт я насмотрелась за годы работы. Но нет такой проблемы. Впервые с ней столкнулась на данном форуме. Видимо, основная проблема все-таки не в зубах и чем-то другом, а в недостатке профессионального обучения. Тех же учащихся приходится "обхлопывать" и ни на минуту не упускать из внимания на уроках примерно год, да и в дальнейшем периодически появляются проблемы с постановкой, а тут, когда человек самостоятельно учится, очень сложно. Нюансов очень много, это через столько лет работы я могу с первого взгляда сказать, что не так, а первые лет 10 приходилось контролировать еще и себя) |
Re: "только что записал"
Цитата:
|
Re: "только что записал"
Кстати, никогда не давала эту пьеску, терпеть ее не могу с детства) Нормально играли, поверьте) в музыкальных школах осуществляется регулярный контроль за обучением учащихся и если бы были проблемы с атакой, это бы все отражалось на оценках, в том числе и моей деятельности. Претензий не было ни разу к атаке, так что я прекрасно знаю, о чем говорю.
И были дети, которые играли весьма сложные сонаты на этом инструменте и произведения с быстром темпе. Хотя что я вам доказываю)) Да, проблема есть - но о ней я узнала только на данном форуме, до этого даже и не подозревала, если честно)) |
Re: Проблема устойчивости блокфлейты
Цитата:
По Фон Хауве я свою постановку сверил (почти - ещё до работы с октавником не дошел), но уже понятно, что распределение веса дальше вряд ли поменяется. У него прямым текстом написано, что часть веса блокфлейты держит нижняя губа, правый большой палец и правый мизинец поддерживает баланс, то есть несбалансированность инструмента никуда не исчезает, ее пытаются компенсировать пальцевой техникой и губой, которая очевидна не должна быть как кисель, по сути вводят в эту технику дополнительные костыли (пятые пальцы). Я попробовал и техническое решение: Центр тяжести всех моих альтов находится в районе первого отверстия +\- 5 мм - я перенес ЦТ в район пятого отверстия, закрепив грузик на нижнем колене и попробовал играть. - Попытка выполнить упражнение гобоиста (пицикатто без удержания инструмента ртом) в очередной раз провалилась, но в этот раз на аппликатурах с открытым октавником альт не падал, а раскачивался подобно качелям , осью вращения которых был правый большой палец. В любом случае, предотвращать губами "раскачивание качелей" намного легче, чем держать падающий инструмент. (ведь кларнет на нотах сольдиез2 и ля2 тоже раскачивается, а не падает) - Зато при попытке играть как обычно, губы расслабились - артикуляция стала заметно четче. - И левая рука тоже оказалась расслабленной, как никогда до этого - Пятые пальцы уже могут и не поддерживать инструмент, хотя с ними надежнее - Правая рука оказалась нагруженнее - инструмент стал тяжелей, но этот минус не перекрывает предыдущие 3 плюса Кажется, я уже не хочу играть без грузика :-D Осталось только разобраться, стоит ли переносить ЦТ на 5-тое отверстие или достаточно на 4-ое, дабы не сильно увеличивать вес инструмента. Интересно: ЦТ у первого отверстия это просто историческая традиция или всё-таки настройка на определенную постановку, которой я не владею? Не владею - судя по тому, что могу расслабить губы и получить за счет этого улучшение в звуке только при такой модернизации конструкции.. остальные идеи пока приводят только к каким-то лишним действиям и на губы остается нагрузка по поддержанию блокфлейты. Если губы при этом расслабить, то инструмент будет несмотря на выверенную пальцевую технику на некоторых аппликатурах болтаться, что, как уже обсудили, - плохо. ( А именно на трех основных с открытым октавником, без которых не обходится ни одна мелодия) А на зубы - ни за что - про влияние на артикуляцию не разбираюсь, у меня их просто мало осталось :-D Цитата:
Это хорошо - я наконец-то литературу по блокфлейте внимательно перечитаю( по-английски до этого читать было не охота), и сформулировать проблему - это 90% ее решения. |
Re: Проблема устойчивости блокфлейты
Ох, если бы я знала, что буду причиной выявления этой проблемы, не стала бы влазить) И играли бы спокойно и были довольны))
Но все равно это бы рано или поздно вылезло. Другой вопрос - кому как хочется играть - или просто для себя и неважно как, для собственного удовольствия - тогда можно и играть, как раньше, не обращая внимание на болтающуюся флейту) Или делать это профессионально, но тогда уже работать над постановкой. Я во всем предпочитаю профессионализм и лучше уж попахать хорошенько, но зато потом быть довольным результатом) Впрочем, многие здесь выбирают именно профессионализм - это подкупает) Вот реально - никогда не задумывалась над этой проблемой, да и не было ее, раз учили детей фактически с ноля и хотели мы с ними этого, или не хотели, но были вынуждены делать все так, как положено. Взрослых тоже учила, но немного - человек 5 - и тоже они начинали с ноля и играли так, как положено. А вот с теми, кто сам научился, столкнулась только здесь, так как лет 5 отходила от работы в школе и просто слышать не могла духовые, не то что интересоваться чем-то по данной тематике) |
Re: Проблема устойчивости блокфлейты
Цитата:
Цитата:
По поводу болтания инструмента от того, что не придерживается губами-зубами. У меня болтается. У многих болтается. Кажется, это не влияет ни на интонацию, ни на атаку. На что это отрицательно влияет? Меня это не беспокоит и, кажется, не мешает. |
Re: Проблема устойчивости блокфлейты
Про вас ничего сказать не могу - не слышала и не видела) Я говорила о том, что видела - когда болтающаяся флейта - похоже, мы изобрели новый термин)), способствует нечеткой интонации как минимум.
Ну не положено, чтобы она болталась) Меня так учили. Если вам не мешает и не ухудшает качество игры, замечательно. Но я сильно в этом сомневаюсь) |
Re: Проблема устойчивости блокфлейты
Цитата:
Вот моя болтающаяся)) Это был первый здесь конкурс. И я, конечно, не могу похвастаться безупречной игрой. Но на видео видно, что инструмент иногда как бы двигается во рту. Я это ощущал. Мне это не мешало. |
Re: Проблема устойчивости блокфлейты
Цитата:
|
Re: Проблема устойчивости блокфлейты
Цитата:
|
Текущее время: 16:05. Часовой пояс GMT +3. |
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot