![]() |
Отчего, интересно, сложилось мнение в народе, что бывает "поздно" учиться играть на музыкальных инструментах? Я, лично, никаких препятствий не вижу (за исключением случаев острого старческого маразма).
Если награда за игру на музыкальном инструменте - сам процесс, то разве обязательно заканчивать муз.школу, муз.училище и консерваторию? |
Кстати, есть у меня знакомый гитарист классического стиля. Преподаватель муз.училища. Так он впервые взял гитару в руки в возрасте 20 лет. И после этого полностью развернул свою жизнь. Переехал в другой город. Начал брать частные уроки. По результатам поступил в муз.училище (на дневное отделение, вместе с 15-16-летними). Сейчас преподает сам. Игру его мне оценить трудно. Я так не умею :D
|
Цитата:
|
Ну, кто ищет - тот всегда найдет.
А насчет денежку срубить ... Бывают ситуации, когда не поется - не пляшется? Что делает любитель? Что-то еще. А теперь минуточку внимания. Профессионал не имеет такого права. Show must go on. Можешь находиться в любом состоянии сознания, но программу должен отыграть. Меня, несмотря на всю любовь к музыке, это не прикалывает :D Я уж лучше дальше программистом поработаю. А смысл играть музыку для меня очень прост. Музыка - это транспорт из психологического состояния А в психологическое состояние Б. Грандиознейшая медитативная техника. Особенно если играть самому. |
А мне вот, не смотря на всю любовь к программированию, уже неделю не программится. А что будет, когда начальство из отпуска вернется? Я бы уж лучше профессионально поиграл, если б мог.
|
В любой профессиональной деятельности неизбежна рутина. Я бы не хотела, чтобы для меня рутиной стала музыка, тут мы с KoFi друг друга понимаем :beer:
Что касается возможных смыслов любительского музицирования, то их как минимум два :P , и они очень разные, и странно бывает наблюдать, как часто об этом факте не догадываются. Вот смотрите: я сижу на диване и читаю, скажем, "Гамлет" Шекспира. Мне нужна публика? Неа. Мне совершенно все равно, наблюдает ли кто-нибудь за тем, как я читаю, и "правильно" ли я понимаю и переживаю прочитанное - никого не касается. Мне даже, скорее всего, уютнее читать в одиночестве. И я не против всегда читать Шекспира на диване в одиночестве и "для себя". А вот, например, я играю того же Шекспира на сцене. Пусть в любительском варианте, но именно играю на сцене. Мне нужна публика? Да!!! То, что я делаю, без публики теряет всякий смысл, "для себя" на сцену не выходят. Мне важно, чтобы кто-то оценил мое прочтение Шекспира, мою интерпретацию, точность и глубину моего понимания пьесы? Еще как важно. Я хочу передать что-то публике, что-то такое ей сказать, чего она не знает, а я знаю. В этом смысл игры "для кого-то". И если у меня нет публики, я очень от этого страдаю, уговариваю родных-знакомых прийти на спектакль, и т.д. О деньгах сейчас не говорим: музыканты, настроенные играть "для кого-то", страдают в первую очередь от отсутствия слушателя. Действительно страдают, они объективно не могут без слушателя сделать то, ради чего берут в руки инструмент. Система музыкального образования воспитывает музыкантов по второму типу, а иначе и быть не должно: профессиональное музицирование - это выступления для публики. Поэтому профессионалы часто сочувствуют любителям: бедняги, мол, для кого же они играют, как же они мучаются, годами музицируя без слушателя? О существовании среди любителей "диванных читателей" профессионалы часто вообще не подозревают :) А мы есть. Мы относимся и к музыке, и к общению с инструментом совсем иначе. KoFi дал хорошее сравнение, это действительно может быть похоже на медитативную практику. А может - на чтение художественной литературы. Публика ни в том, ни в другом случае не нужна. Но и "актеры" среди любителей, конечно, встречаются. И ничего, решают проблему публики как-то. Хотя им, наверное, труднее приходится, чем "читателям". Ах да, есть еще третий тип отношения к собственному музицированию: "Посмотрите все, какой я красивый". Это встречается и среди профи, и среди любителей, но говорить об этом неинтересно. |
Elga, я бы несколько поправил эту аналогию. Диванные читатели - это не музыканты вообще, а слушатели. А музыканты-любители, которые играют дома для себя, это некий странный театр одного актера и без зрителей. Неужели, медитируя дома с флейтой, может не возникать хоть иногда желания продемонстрировать, чего намедитировал долгими зимними вечерами? Или хотя бы сыграть с кем-то вдвоем, чтобы сказать после этого: "ну мы, блин, даем!"
|
KarpEn, ну дальше я только о своем опыте могу говорить.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
А чтобы передать эмоцию - ее надо ощутить. Попробуй на заказ ощутить радость, грусть, восторг или глубокое горе. Из любого начального положения. |
Цитата:
|
Я тоже для себя играю... И только те вещи, которые мне самому нравятся (разве что упражнения еще иногда). Ни в коем случае не хотел бы стать профи. Хотя в муз. школу наверное пойду со след. года. На фоно.
Вот буквально на днях пробило дикое желание играть не одному. Под аккомпанимент, или дуэтом. Поа перебиваюсь тем, что набираю в нотном редакторе аккомпанимент и играю под него... Хотнлось бы сыграть вживую с кем-то.. но все из знакомых, что играют на чем-то настолько высокого по сравнению со мной уровня, что стыдно предложить... засмеют чего доброго еще на подходе. |
Цитата:
По моим наблюдениям, любители очень деликатно относятся к другим любителям, особенно начинающим, никто тебя не засмеет. Поэтому - рискни, попросись. Вам же не надо непременно делать концертный номер. Возьмите песенку попроще, придумайте флейте партию в две-три ноты... В качестве разового опыта - очень интересно. Но для постоянного сотрудничества, конечно, нужен уже какой-то технический уровень. Ну так наше счастье в нашей власти, вперед, к повышению уровня :) |
Цитата:
|
Цитата:
|
Всё равно не догоняю про "не нравится". Если, допустим, ты играешь в группе, то явно она играет в том стиле, который тебе нравится, иначе ты бы в нее не попал. А то, что не хочется - главное нАчать, там попрет.
Да, еще про передачу в зал эмоций. Я по телеку слышал авторитетное мнение, что музыкант, когда он не испытывает ничего, а просто сосредоточен на точном исполнении, играет лучше. Может, просто музыкантам обидно, что они вроде как миди-проигрыватели получаются, поэтому они и рассказывают про собственные чувства, изливающиеся в зал, что мобильному телефону с полифонией недоступно. |
Цитата:
|
Ладно, KarpEn постараюсь по-понятнее. Допустим, ты профессионал средней руки (если бы ты был гением, то вопросов бы уже не было бы). Музыка - это твой единственный источник дохода. У тебя есть работа в группе. Тебе не нравится то, что ты делаешь, но другой работы ты пока не нашел. Представил? Ничего не напоминает?
На счет эмоций и MIDI. Как ты думаешь почему люди упорно слушают Паваротти, когда ЛЮБОЙ выпускник консерватории может взять те же ноты? Еще примерчик. Почему Гарри Мура называют великим, если его соло из "Still got the blues" может чисто сыграть по нотам любой выпускник музшколы? Что такого особенного было в исполнении Ростроповича? Играл он ТУ ЖЕ классику, что и все. По ТЕМ ЖЕ нотам. Да любой выпускник музучилища сыграет это без ошибок. И, наконец, больной вопрос. Почему какой то неумытый афроамериканец не умеющий правильно ДЕРЖАТЬ гитару, не то что правильно брать ноты, не посетивший ни одного урока у профессионального преподавателя, почитается спустя несколько лет после своей смерти как великий музыкант? |
Цитата:
|
Их таких много. И лично я их очень уважаю (эпитеты взяты из высказываний других людей и переведены с русского на политкорректный). Если уж очень хочется пример, то пожалуйста - Джон Ли Хукер. Покажите видео с ним гитаристу классического стиля :lol:
Особенно из тех кто заявляет что для того, чтобы играть на гитаре надо закончить консерваторию. |
KoFi, почему? ЭТО ПЕАР!!!
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
Видимо, я считаю, что поздно что-то в музыке вытворять, потому что ничему не училась самостоятельно - все с преподами. И многие мои выводы основаны на суждениях этих самых преподов. Вот та же флейтистка говорит, я, мол, могу сделать из тебя какое-то подобие "Мельницы" или "Катарсиса", т.е. не на классическую сцену, ибо на классическую тебе поздно. А поздно потому, что неклассику "хавают" обыватели, а классика все-таки профессиональная область деятельности. Обывателю пофиг, что у тебя нота не берется, и ты ее заменяешь на другую, он все равно будет тащиться, потому что сам так не умеет. А вот с классиками сложнее, там строже в тыщу раз. А я в эти строгие рамки уже не впишусь, ибо нормально заниматься мешает основная учеба. Я не говорю, что музыкой как таковой поздно заниматься, я считаю, что поздно лезть в профессиональную область.
И на тему "для себя", мой покойный препод по гитаре часто отшивал левых учеников вопросом "а для чего тебе нужно на гитаре учиться?" Когда отвечали типа "для себя", "песни петь" и т.п., он говорил: "для себя - купи самоучитель и не трать деньги на меня, и не грузи себя лишними для тебя предметами типа музлитры. А мое обучение ориентировано на профессиональное исполнение". |
Цитата:
Он считается одним из лучших исполнителей на блокфлейте. Между тем, учится игре на блокфлейте он начал только в 21 год уже имея диплом астрофизика. Как видишь, этот факт полностью опровергает высказывания типа : Цитата:
|
[quote="Gvozdik"]
Цитата:
|
Цитата:
|
bulavka, прошу прощения, но здесь уже открывается совершенно другая тема. Каждый решает сам, какую часть его жизни займет карьера, а какую - семья (и несколько раз в жизни меняет это решение, ты уж поверь старому человеку :D ).
И, кстати, не только музыкальную карьеру лучше начать как можно раньше. Спорт, наука, бизнес - везде нужен ранний старт. И вопрос пола здесь тоже не главный. Когда ребенок болен или просто не спит несколько ночей к ряду папаше тоже не сахар. Особенно, если он понимает,что ресурсы женской психики не бесконечны. Просто делай все, что получается. Старайся не упускать возможностей. Что получится - карьера или семья не важно. Не важно впрочем и то какая карьера. Важно, чтобы получилось хорошо. То есть, чтобы САМОЙ было радостно. Дважды прошу прощения. Один раз за оффтоп. Второй раз за непрошенный совет. |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Но им легче найти друзей по увлечению. В России хореографическое образование не только профессиональное, но и полупрофессиональное. Полупрофессиональным я называю - небольшие коллективы оплачиваемые родителями, которые имеют обязанность раз в месяц выступать на каких-то мероприятиях. Вот если-бы обязанности не было, и вообще не вынуждали(заставляли) публично выступать - это было-бы любительское соообщество. И такие танцевальные любительские коллективы уже можно найти. Типа приходите, мы вам просто покажем основные навыки, а вы (если найдёте в себе смелость) покажете как вы танцуете для себя. (Жаль, что к танцам я могу иметь отношение только как зритель. А так бы с удовольствием потусовался бы с ними.) А вот с полупрофессиональным музыкальным обучении в России печально. А с любительским вообще плохо. Любителям - только самоучитель. Хотя почему бы и не давать начальное и продвинутое обучение любителям по их желанию. Это я к тому, что бы как-то скорректировать "а иначе и быть не должно". В образовании танцам бывает иначе - там не обязательно готовят профессионалов. И существуют методики и школы для любителей. В танцевальные клубы приглашаются без ограничения возраста - вам 20, 30, 40, 50, 60.... приходите. Просто потанцевать. Возрастного тормоза - "вам больше 15 и вы уже не научитесь играть на музыкальном инструменте" там нет. А если бы в музыкальном сообществе было-бы что-то подобное - "вам от 27 до 35? - попробуйте балалайку!" Было бы гораздо веселее. |
Цитата:
|
Да нет, Petr, все не так паршиво . :)
Можно купить несколько уроков у профессионального преподавателя. Можно поискать товарищей по несчастью и придумать место встречи для обмена опытом. Да взять хотя бы этот форум и этот сайт, а так же подобные им сообщества. :D Они есть и это уже кое-что. По сравнению с тем, что было 20 лет назад ситуация улучшилась кардинально. И продолжает улучшаться. |
Меня сейчас закидают тапками,но..господа.. блокфлейта не такой уж и сложный инструмент, чтобы не научиться играть на нем самостоятельно на любительском, начальном уровне, а дальнейшее совершенствование должно идти при игре в коллективе, да хотябы дуэтом....Мало того что дуэты прекрасней по звуку, но они-то и развивают музыкальный слух, "профессионализм" в игре. А вот с этим-то и проблема у нас... И вообще это барочный инструмент, а тогда как, придут..собируться на кухне, во дворце..кто флейту принесет, кто виолончель, кто-то клавесин подтащит, и давай рубать, не сильно задумываясь над проблемами исполнения)) А потом, что такое профессионал? Это синтез двух ипостасей-мастерства исполнения, и чувства того,что ты исполняешь. Ну и вот, если второе-это, скорее, врожденное, то первое (мастерство исполнения) это именно то чему и учат...Готовы по 8 часов в день играть гаммы? (нуу сильно утрируя) Весь вопрос зачем?
|
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
В каждой области деятельности существуют мастера и подмастерья, профессионалы и кустари - "ярлыки" эти довольно условны, а граница не всегда четкая, но важно что такой "вектор направленности" есть, и без вторых не появлялось бы первых.
Еще в каждой области деятельности есть понятие искусства. По Есть искусство проектирования табуреток, а есть искусство создания табуреток, ну и еще есть искусство сидения на табуретках. Есть искусство сочинения музыки, есть искусство исполнения музыки, а есть искусство восприятия музыки. Так вот, с моей точки зрения, некто будет профессионален в той или иной области тем больше, чем лучше ему удается приблизиться к некоторым эстетическим идеалам в этой области, но не только это - чем лучше он при этом понимает, какими средствами ему нужно пользоваться в каждом случае для этого и почему. Т.е., наверное, я бы сказал так: профессионализм - это не просто создание искусства, но искусство создания искусства. Цитата:
Цитата:
|
Конечно гаммы это условность, я хотел сказать, что "профессионалу" надо в первую очередь совершенствовать технику, то есть мноого времени уделять техническим упражнениям, этюдам и тд и тп). мне кажется, что любителю это не так важно..Это мастерам непростительно не то что неправильно взятая нота, но и неправильное ее гм..интонирование..все-таки любителю почти не важно гм..само чувство музыки, в первую очередь самоучке интересна просто возможность исполнить ту или иную понравившуюся вещь..конечно потом, исполняя ее уже раз этак пятидесятый, без технических огрехов начинаешь задумываться над смыслом..и вот тут понимаешь, как прекрасно было сказано выше, что " Сложность блокфлейты в том, что звук ее - это... графика. Чистая линия остро отточенным карандашом. Нужна ювелирная точность, микроскопические огрехи сразу создают ощущение небрежности..." (как всегда немного сумбурно..но что поделать :roll: :roll: )
|
Сегодня впервые попробовал играть под аккомпанимент фоно... Ааа!!! Мне пнравилось! Правда тут же обнаружилась куча ошибок - и в первую очередь недотягивание длинных нот.
|
Вечная тема
Цитата:
Отличие профессионала от кустаря только в одном - он (профессионал) не умеет плохо делать своё дело.Исходя из этого в руках у профессионального музыканта современный инструмент (я имею ввиду не только собственно инструмент но и знания методики навыки) с помощью которого он получает свободу в работе над музыкальным произведением.У непрофессионала арсенал выразительных средств на порядки скромнее, поскольку имеются пробелы и в знаниях и в технике, поэтому будь добр возьми ноты с переложением проихзведения тем-то и тем-то и играй стараясь выполнять всё что в них написано. Мне кажется даже музицируя для себя нужно ставить цель именно ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, тогда оправдано многочасовое просиживание за инструментом ...в ущерб семье или личной жизни. |
Цитата:
Кстати, у меня свой взгляд на профессионализм и любительство. С моей точки зрения, любитель - это тот, кто просто любит исполнять музыку. Он может любить еще и похвалы за исполнение, и деньги, и цветы, и аплодисменты. Но главное - он любит исполнять музыку, даже если за это никто не похвалит и никто не заплатит. Профессионал обязан игрой зарабатывать деньги. Иначе он умрет от голода. Следовательно, он обязан нравиться. Он обязан делать то что нужно публике и продюссеру. Единственная доступная степень свободы (если за него не решил продюссер) - это выбор публики и репертуара. И профессионал и любитель стараются играть хорошо. Любитель потому, что иначе "не в кайф", а профессионал потому, что иначе не заплатят или в следующий раз не пригласят. Однако, у профессионала стимул повесомее будет :). И времени для работы чуть побольше. Соответственно "ремесленный" уровень у профессионала обычно несравнимо выше. (За исключением случаев сгенерированных российской попсой. (Профессиональный музыкальный коллектив "Ласковый май" Б-р-р-р-р ) :wall: ) |
Цитата:
Попробую ответить на твой первый пост. ------ Такая ситуация сложилась, помоему, из-за особенности ОРГАНИЗАЦИИ музыкального образования в России. В кратком изложении, на мой взгляд ситуация следующая. В России ОРГАНИЗАЦИИ музыкального образования направлены на профессиональное обучение с далёких времён. Певческие школы организовали монастыри и княжеские дворы. Учредители и заказчики таких школ требовали профессиональналов, а не ставили цель простого повышения музыкального уровня слушателей. Придворная певческая капелла, (Реорганизованный Петром I в 1701 хор певчих дьяков от 1479, сейчас Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки) Консерватории, муз. училища, и, в советское время, целая система музыкальных школ - всё требует воспитания профессионалов - (мы вам деньги - вы нам музыку). Если преподаватель не готовит профессионалов - он плохой преподаватель. Преподаватель не хочет быть плохим - он не будет работать с явным "трудным" материалом. Поэтому - "вам больше 12 лет - обучать не будем". "Поздно" в том смысле, что: 1) трудно сделать профессионалом 2) маловероятно сделать профессионалом. ОРГАНИЗАЦИЙ для любителей почти нет. В 1862 г. Балакиревым и Ломакиным была организована Бесплатная музыкальная школа , обучение в которой носило просвятительный характер. Она прекратила деятельность в 1917 году. Это один из малочисленных примеров любительской организации. В Западной Европе идеи муз. образования были связаны с философией эпохи Просвящения. Идеи следующие: - Посредством исскуства и эстетического воспитания возможно поднять человека до уровня свобонойобщественной, политической и нравственной жизни. - красота - сущность доброты, исскуство средство воспитания(Шефстбери 1601-1713) -МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ облагораживает человеческую природу. Память удерживающая в душе мелодии и песни, развивает в ней понимание гармонии и высокого чуства (Песталоцци 1746-1827). В России эти идеи не были идеями-фикс. В результате в Европе музыкальное образование более адаптировано к желаниям людей. Любительские организации являются местом, где зарождаются музыкальные мысли, фразы и формы, которые посже доводятся профессионалами до шедевров. В России - "вам поздно заниматся музыкой". Но всё можно исправить. :-) Даты были почерпнуты из (Л. А. Безбородова, Ю.Б. Алиев "Методика преподования музыки в общеобразовательных учреждениях". Москва, "Академия", 2002). |
Цитата:
Я немногих "действующих" профессиональных музыкантов знаю лично. Но те, которых знаю - любят музыку по-сумасшедшему. |
Текущее время: 13:31. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot