![]() |
Взяв в руки шалмей...
О том, чтобы играть на шалмее, я начал мечтать лет 15 назад. Не так давно я произвёл неудачную попытку приобретения корнамуза за бугром, и сделал вывод, что в этом нет ничего сверхъестественного.
Полгода назад у меня наметилась командировка в Брно, и я обнаружил, что один из заинтересовавших меня мастеров, делающих шалмеи, тоже живёт в Брно. После некоторых метаний я счёл это знаком от Бога и заказал у него шалмей. На днях моя командировка состоялась, но мастер в это время был на гастролях. Поэтому шалмей его друг принёс мне в отель. Даже удобнее, мне не пришлось искать его в чужом городе, преодолевая языковой барьер. Очевидно, что инструмент сделан очень качественно. Но я не могу сказать, что через три дня после того, как я начал на нём играть, у меня всё получается. Более того, я не уверен, что правильно всё делаю. Хотелось бы для начала узнать, как на нём играть правильно, чтобы не закреплять свои ошибки. Итак, на настоящий момент у меня есть плохой корнамуз Томашевича, нормальная блокфлейта Шека и замечательный шалмей Скалицкого. Ну и ещё копеечная окарина, которой я не пользуюсь. |
Re: Взяв в руки шалмей...
Поздравляю!
Если я не ошибаюсь, шалмей - это предок гобоя. Трость двойная? А с гобоем 2 основные проблемы: 1) Где взять или как сделать трость, на которой будет легко начать. При том без сильных потерь строя и звука. (надеюсь, она уже есть? :yes:) 2) По какой методике играть гаммы, какие выбирать учебные произведения, чтобы в ближайшее время прийти к хорошему строю и звуку, это становится актуально при попытках играть произведения в диапазоне 2-х полных октав - у меня именно в этот момент появилось понимание, что в моей методике что-то было не так до этого и подозрения подтвердились, когда я послушал девочку, которая занималась в музшколе на гобое пол года и уже не имеет проблем со строем при переходе между октавами.. (однако, она пока не играет нижние ре и до, что подразумевается методикой, судя по сборнику ее упражнений - начинают с середины диапазона и двигаются вверх и вниз) Поэтому если шалмей имеет хотя бы 1.5 октавы диапазона? то методика обучения на гобое может наверно дать какие-то мысли.. Хочу доехать до книжного и купить те же учебники, по которым занимается ребенок знакомых - уже сама подборка произведений указывает на методику, наверно для шалмея надо будет транспонировать.. Упражения в основном крутятся вокруг фа-диез1 - ля1 - до-диез2 - фа-диез2 (ре-мажор) или фа-мажор в одну октаву (при доступном начинающему диапазоне 2 октавы от "до1" до "до3"). При удачном выполнении этих упражнений, слаженно с пианино, - сам собой выравнивается строй инструмента ниже фа1 и выше фа2 Моей ошибкой было считать, что раз ноты до1 и ре1 взять легко, то сразу можно пытаться играть гамму до-мажор в 1,5 и 2 октавы. А если шалмей по диапазону подобен этому: то тогда и транспонировать ничего не надо будет. :yes: |
Re: Взяв в руки шалмей...
Да, шалмей - это предок гобоя. Грубо говоря, -клапаны, +пируэтт (упор для губ вокруг трости, создающий дополнительную точку опоры, но оставляющий возможность управлять тростью губами).
1. Три трости в комплекте. Играю на самой мягкой, она самая тихая и лёгкая на продув. Ну, недалеко от меня живёт Александр Попов, который специализируется на тростях для старинных духовых инструментов. 2. Диапазон. В принципе, 2 октавы (до первой - си второй). Но при этом верхний регистр очень трудно контролировать, поэтому я пока почти не использую передувание. Кроме того, нижние до-диез и ре-диез практически не взять, с полузакрытыми дырками инструмент звучит глуховато и нестабильно. 3. Демки у Томашевича все звучат офигительно. Несмотря на качество корнамуза, у меня тогда были мысли насчёт того, чтобы снова повестись на этим демки и заказать шалмей у него, и теперь, держа в руках шалмей Скалицкого, я думаю, что слава Богу, что я этого не сделал. Цена примерно одинаковая, а класс инструментов явно отличается на порядок. Правда, у шалмея Скалицкого нет нижнего отверстия, под левый большой палец, а у Томашевича есть, я предполагал, что было бы проще переходить на него с блокфлейты / корнамуза. В принципе, верхнюю половину нижнего регистра можно взять легко, даже с сухой тростью работает. Несколько сложнее брать две-три нижние ноты, чтобы они не передувались и не булькали. И совсем сложно играть в верхнем регистре с передуванием. Вроде бы постепенно я избавляюсь от необходимости менять положение губ для передувания. |
Re: Взяв в руки шалмей...
Цитата:
Цитата:
У Томашевича уж слишком они блокфлейтовые, в то время как у современного гобоя в середине диапазона значительные отличия от блокфлейты: ч(частичное закрытие или открытие дырочки на клапане с дырочкой) си1 -xX00 0000 (как у блф) до2 -хЧХХ ХХХХ или блокфлейтовая х0Х0 0000 pe2 -xЧХХ ХХХ0 ми2 -оХХХ ХХ00 (октавник используют только начиная с ми, а у Томашевича с До-диез) У моего гобоя, тоже нет октавника и для нот выше ми2 нужно использовать чистый передув, хотя можно еще продолжать приоткрывать верхнее отверстие под указательным пальцем, но это портит строй. Как вариант(костыль) при взятии высокой ноты верхнее отверстие можно чуть приоткрыть и сразу же закрыть. В любом случае, я был удивлен, что на полноклапанном гобое аналогичная ситуация с приоткрытием верхнего отверстия на нотах до2 и ре2, (там на клапане и есть выверенная по размеру дырочка). Где-то в статьях видел мысль, что для того, чтобы понять, что происходит в современном гобое, изучайте барочный гобой :yes: - наверно это тот случай и есть - основные принципы все сохранились, просто труба с дырочками обросла механикой... О перемещении губ, вроде это считается нормальным, однако наверно движения можно минимизировать путем подворачивания губ внутрь на разную величину, но в других школах пишут, что подворачивать губы не надо. Мне кажется, что пока можно не мучиться с этим, раз уж школьнице рекомендовано двигать трость внутрь для нижних нот и выдвигать для верхних... |
Re: Взяв в руки шалмей...
Цитата:
си1 Х00 0000 до2 0Х0 0000 до#2 000 0000 ре2 0ХХ 0000 или 0ХХ ХХХ0 ре#2 чХХ ХХ0Х ми2 чХХ ХХ00 фа2 чХХ Х000 фа#2 чХХ 0Х00 Аппликатура похожа на барочную блоклфейту, но основное отличие - вилки для F#, G# и A# в нижнем регистре одинарные, например G# XX0 X0000. В принципе, так даже удобнее. Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Re: Взяв в руки шалмей...
Цитата:
|
Re: Взяв в руки шалмей...
Цитата:
В общем, это сравнение только подтверждает, что современный гобой - это обросший металлом шалмей :-D Кстати, если закрыть коленом нижние боковые отверстие, может получиться си или си-бемоль малой октавы. У меня получилось си при закрытии верхнего из 2-х на раструбе. А до#2 со всеми открытыми я проверю, до этого играл так 0ХХ ХХХХ. |
Re: Взяв в руки шалмей...
Цитата:
Есть предположение, почему 0ХХ ХХХХ или 00Х ХХХХ может быть предпочтительнее - на переходах между нотами. С нижними отверстями (как будто резонансными) попробовал играть на пару с женой -она их зажимала в нужный момент. ХХХ ХХХХ Х0 - си малой ХХХ ХХХХ ХХ - си-бемоль малой ХХХ ХХХ0 Х0 (или наоборот для нижних, не запомнил) - уверенный до-диез 1 Были бы люди трехрукие, - духовые инструменты до сих пор были безклапанными :-D |
Re: Взяв в руки шалмей...
Ну вроде бы понял. Пируэтт плотно упирается в губы, которые довольно сильно подвёрнуты внутрь и таким образом покрывают достаточно большую часть трости. От "до" первой до "ми" второй так берётся достаточно удобно.
|
Re: Взяв в руки шалмей...
Я столкнулся с такой проблемой: довольно часто вместо "ми" второй октавы шалмей выдаёт оглушительный писк. Это происходит тогда, когда трость находится слишком глубоко во рту. Но дело в том, что при той высоте пируэтта, которая есть, чтобы трость была не слишком глубоко, губы нужно вворачивать внуть довольно сильно. Можно ещё штифт трости всунуть поглубже в инструмент, но тогда строй поползёт вверх. Есть ещё вариант наклонить инструмент, чтобы пируэтт опирался только на нижнюю губу.
|
Re: Взяв в руки шалмей...
Цитата:
У меня аналогичная проблема на переходах между нотами первой октавы к "ми-2" и выше... Кажется, на самом деле, проблема не в том насколько трость во рту, а достаточно ли она сжата для игры нот второй октавы - вытаскивание трости позволяет увеличить рычаг, чтобы губам хватило сил для сжатия трости. Обнаружил такой (наверно костыльно-паразитный :-D) способ улучшения нот второй октавы -опустить большой палец левой руки и другими пальцами создать давление тростью на нижнюю губу, а верхняя губа продолжает работать как обычно. При этом вторая октава берется гораздо легче, хотя делать так все время навернека вредно - трость испытывает напряжение на изгиб, губы неправильно работают и т.д. Пока видимо губы просто слабые, либо трость тяжеловата, либо отсутствие октавного клапана создает трудности. Мне кажется, что пока губы не натренированы, обходить эту проблему безопаснее путем регулирования глубины трости во рту. |
Re: Взяв в руки шалмей...
Сейчас убеждаюсь, что трудности со второй октавой - это проблема дыхания и тренерованности губ (на хоть небольшую, но постоянную и контролируемую нагрузку). В начале занятия вторая октава звучит неплохо, а в конце (после 1 часа дудения) не получается никак. После небольшого отдыха, снова получается, но через 15 мин дудения опять не получается - улучшение происходит только на следующий день
|
Re: Взяв в руки шалмей...
Столкнулся со следующей проблемой: баланс. Грубо говоря, нижняя часть инструмента перевешивает, центр части находится значительно ниже того места, где находится правый большой палец. В принципе, не страшно, но всё равно несколько неудобно. Было бы лучше, если бы в нижней части инструмента стенки были бы тоньше. Чтобы расширялся только канал, а сам инструмент снаружи имел бы цилиндрическую форму до начала раструба.
|
Re: Взяв в руки шалмей...
Цитата:
Интересно, сейчас инструмент тяжелый? Тяжелее 700 грамм (вес гобоя с механикой)? |
Re: Взяв в руки шалмей...
У меня только безмен есть, который врёт на 2 кг.
|
Re: Взяв в руки шалмей...
Пока что я нашёл такое положение: при игре упираю пируэтт только на нижнюю губу, верхняя обхватывает трость свободно. Из того, что пришло в голову попробовать, оно наиболее удобно.
|
Re: Взяв в руки шалмей...
Есть такой вопрос:
Общий принцип понятен - чем выше нота, тем сильнее нужно сжимать трость. Но в первой октаве есть участок, на котором воздействовать на трость почти не требуется и только начиная с определенной ноты становится нужным сжимать трость. У меня нота, с которой нужно уже активно воздействовать на трость для удержания строя приемлемым получается си первой октавы и выше Интересно, как на шалмее? |
Re: Взяв в руки шалмей...
Ну, где-то "ля". Но я давно не играл на нём, поэтому точно не скажу.
|
Re: Взяв в руки шалмей...
Вчера взял шалмей на джем.
Сначала трость долго размокала. Минут 15 продержал её в воде, прежде чем исчезли щели по бокам. Первые несколько минут после того, как она наконец-то пришла в рабочее состояние, всё звучало хорошо, другие музыканты в один голос говорили "ништяк". Но потом она как-то начала сжиматься, и строй пополз вверх. В общем, ничего хорошего в итоге. Инструмент, видимо, для живых выступлений не пригоден, только что-нибудь записать. Надо бы с Поповым поговорить, может, что-то с тростью можно сделать, чтобы она была постабильнее. |
Re: Взяв в руки шалмей...
У меня примерно такая же история со своими самодельный тростями для гобоя. Покупная играет сколько угодно.
На свою накручиваю проволоку в основание, когда она сильно закрывается и она раскрывается. Но кажется неопытность тоже имеет значение - если играть громко и своя трость долго сохраняет форму. При тихой игре возможно имеет место неверное давление губ на трость, при громкой- губами легче, строй стабильнее |
Текущее время: 06:52. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot