![]() |
Как научиться транспонировать
Почитала про транспонирование на разных сайтах... выглядит как-то страшновато))) хотя, я , конечно, понимаю, что теорию всё равно нужно учить)
Ирландские мелодии почти все написаны для Ре-вистла (диапазон 2 октавы), но хотелось бы и не только ирландские играть. Всё-таки, может быть есть какой-то более-менее простой способ, чтобы транспонировать мелодии? |
Ответ: Перевод нот из одной тональности в другую (?)
Цитата:
если хочется не только ирландское пробуй БФ или поперечку... |
Ответ: Перевод нот из одной тональности в другую (?)
Цитата:
Потому что нормальное, "по всем правилам" транспонирование - очень простая операция на самом деле. Упрощать некуда. А выглядит для новичка страшновато из-за обилия незнакомых понятий. Все очень просто, но в незнакомой реальности :user: Как бы я выстроила освоение теории ради транспонирования: 1. Разобраться, что такое "тональность" и "ступени тональности". Научиться строить гаммы в любой тональности натурального мажора и минора. (На бумажке это быстро, только понять. "В любой тональности" - тоже не должно пугать: поймете, как оно в принципе устроено - сможете строить действительно в любой.) Если тональности с многими знаками уж очень пугают - ну, тренируйтесь до двух-трех знаков: они встречаются чаще. Количество знаков в тональностях зубрить не надо, но удобно выписать себе табличкой как справочную информацию. 2. Научиться определять тональность произведения по знакам и последнему такту. Вот это, наверное, самый неоднозначный момент, но можно надеяться, что в ирландских мелодиях все просто. Как именно определяют тональность, когда все просто - есть в пособиях. 3. Потренироваться определять, какими ступенями являются отдельные ноты в данной тональности - это получится, если вы уже умеете строить гаммы и определять тональность. На бумажке поиграть со ступенями: например, на одном нотоносце пусть у нас будет ре мажор, на другом соль мажор. Пишем на ре мажорной строке ноты - любые, какие в голову взбредут. Потом определяем, какие это ступени для ре мажора. И повторяем эти же ступени на нижней строке, для соль мажора. (Римскими цифрами обозначают номера ступеней, обычными - интервалы, это есть в любом пособии.) 4. Понять интервалы как расстояния между ступенями, а не количество полутонов. (Зубрить не обязательно, но выписать табличкой стоит: сами запомнятся.) Например, терция - интервал, включающий три ступени гаммы, а сколько полутонов в данной конкретной терции - сейчас неинтересно. Потренироваться определять и строить интервалы: пишем на верхней строке ноты парами, определяем, какие получились интервалы и на каких ступенях (вот, например, секунда на седьмой, а вот терция на второй, и т.п.) - и повторяем это в соль мажоре: секунда на седьмой, терция на второй... Все, нужное понимание и навыки есть. Теперь собственно процедура: Берем нужную мелодию. Определяем, в какой она исходной тональности. Решаем, в какую тональность будем переносить. Пишем ключевые знаки новой тональности. Смотрим, на каких ступенях и интервалах построено начало мелодии в оригинале. Повторяем этот рисунок в новой тональности... и поехали. При реальном транспонировании определять каждую ступень и каждый интервал не приходится, начинаешь ориентироваться по графическим признакам: вот здесь нота прыгнула через линейку, здесь пять штук по ступеням вверх, и т.п. Важно правильно определить исходную и конечную тональность, остальное происходит, в общем-то, автоматически. Но эта графическая "автоматика" работает при условии, что заранее и правильно поставлены знаки нужной тональности! Поэтому понимать теорию очень желательно. А в нотном редакторе транспонирование обычно осуществляется нажатием пары кнопок, что, конечно, проще. Только сперва приходится набирать исходные ноты. У меня Finale, но я его начинающим не рекомендую: "неинтуитивный" он, разбираться долго. Sibelius, говорят, лучше. И, конечно, согласна с metrion'ом: проще всего - подбирать на слух, тогда всех этих проблем нет как класса, можно хоть совсем нот не знать :-D |
Ответ: Как научиться транспонировать
P.S.
Здесь Petr описывает другой способ транспонирования. Он требует меньше понимания теории, но более трудоемкий - по крайней мере, мне проще ориентироваться на ступени, чем высчитывать полутоны и потом переделывать встречные знаки в ключевые. Но оба способа вполне официально даются в учебниках для ДМШ. |
Ответ: Как научиться транспонировать
Про транспонирование: дело это достаточно сложное, поэтому имхо, если в голове ещё нет понятия тональности лучше им вообще не заниматься (по крайней мере вручную).
Легче всего транспонировать в нотных редакторах. Легче и удобнее, т.к. можно "перетранспонировать" хоть сколько раз. Единственный минус - знаки при ключе, они перемещаться вместе с тональностью не будут. Поэтому их лучше либо совсем не писать, либо запомнить соотношения (т.е. был один диез - соль-мажор, на тон вверх - ля-мажор - уже три диеза ставить надо и т.п.). Что касается выбора самого редактора, то я советую попробовать в доску простой редактор к программе Guitar Pro (триалку да и не только можно свободно скачать). Там всё понятно более чем интуитивно. Очень простым считается Encore - скачать его ещё проще. А так - без разницы, если есть время и желание, то можно освоить любой. Я пользуюсь NoteEdit - она бесплатна и простая, только боюсь, это не вариант, т.к. она не под винду. Цитата:
|
Ответ: Как научиться транспонировать
на слух при должной практике можно много чего подбирать, но как правило люди могущие на слух подобрать сложные вещи - например многоголосные произведения для фно с акомпаниментом - уже зрелые музыканты у которых просто талант к подбиранию.
|
Ответ: Как научиться транспонировать
Ага, вот это попробуйте кто-нибудь подобрать:
А потом сравним с оригиналом)))) Взято отсюда: |
Ответ: Как научиться транспонировать
Цитата:
Я ведь в теории полностью самоучка. Нотной грамоте на уровне "нужные клавиши в нужное время" меня научили в детстве, но слово "тональность" я впервые вычитала с каком-то словаре лет в 16-17, уже расставшись с учительницей. Помню, что было совершенно невозможно понять, что значит "взаимоотношения звуков". Но почему-то мне это было невыносимо интересно, я рыла по случайным источникам, и когда вдруг что-то начинало получаться - ходила с квадратными глазами: да я теперь такое умею - ВААУ! - что никто из моих знакомых не умеет! :chil: Потому что им это нафиг не нужно, да и мне непонятно зачем. Но круто!!! :mrgreen: Цитата:
Цитата:
|
Ответ: Как научиться транспонировать
Цитата:
Поэтому, если человек только начинает учить ноты, то понять всё это ему сложновато. Т.е. можно выучить конечно - только толку от этого будет мало, а усилий наоборот, много. Цитата:
|
Ответ: Как научиться транспонировать
Транспонировать, и правда, легче с помощью электронно-вычислительной техники. Я бы тоже рекомендовал Гитар-про. Наверное потому, что с другими не работал. Все очень просто - экспортишь мидяху, сам набираешь, или как-то по-другому набираешь - и вперед: поменял соль-бемоль при ключена ре-мажор, а потом хоть тупо по полутону вниз-вверж толкаешь :)). И так до тех пор, пока не будет приемлимое количество нот с # или b... А токо опосля поймет женщина, что такое первые, третьи, пятые элементы гаммы... да и зачем это вислеру? Диатонику-то?
|
Текущее время: 18:57. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot