![]() |
|
Самоучители и школы, какие они должны быть, на кого они рассчитаны?
Цитата:
Большинство же тех, кто пишет книги, чаще используют метод компиляции собранной информации и часто не имеют большого практического опыта в том деле, о котором пишут... Особенно ценны как раз те книги, которые построены большей частью на своем личном опыте. Все книги на русском для блокфлейты, которые я видел, были сделаны по такому плану: немного чуть ли не стандартного текста и много нот.. Чешская школа (правда для сопрано) произвела на меня похожее впечатление даже без перевода...В английской версий самоучитель для альта) что-то было, но мне не хватило терпения дочитать до конца... пока общение с самой блокфлейтой дает больше... наверно, читать будет интересно потом, когда уже сам что-то понял и хочется какой-то систематизации. Сам процесс обучения музыке примерно такой: делай так каждый день по столько-то минут, воображай то-то, и попробуй получить такой-то результат. Пока это не проделаешь, читай, не читай - ничего не понимаешь, а когда сделаешь - то уже и сам рассказать что-то можешь, но не факт, что те, кто не пробовал, поймут :-D (Зато читать становится интересно о том, как это описывают другие) |
Re: Важный вопрос по альту.
Цитата:
и в сети видео на блокфлейте не так уж и много.. |
Re: Важный вопрос по альту.
Цитата:
Ну ладно историки, ясен красен, что в средние века ни кто из современников не жил. Но подавляющее большинство книг и учебников такие. Оно и понятно. Кто умеет лечить, тот лечит, кто не умеет пишет книги. Кто умеет программировать, тот программирует, кто не умеет, тот пишет книги. Башмет может и имеет школу, и может у него есть ученики, но книгу он не пишет. У него просто нет времени, он играет. |
Re: Важный вопрос по альту.
mogget, вообще-то, и Николай и Анатолий изложили точку зрения «филосовствующего примитивизма», дескать «Учат неумехи, профессионалы играют». Это осмысление проблемы на уровне даосских коанов, народных пословиц и поговорок, а в противоречивости результатов такого подхода сомнений нет :) На самом деле, все не так просто, как хотелось бы описать, и не так уж сложно, чтобы потратив 15 минут на осмысление, не дойти до сути.
Словами сложно описать звук. «Понять лишь после того как научился» - это не следствие «неумения объяснить» или «неумения играть», нет. Просто для осознания описываемых аспектов техники нужно иметь уже хоть какой-то слуховой багаж. Вот Вы, например, не в состоянии различить начала звуков с различной артикуляцией. И неспособны не потому, что: а) артикулируете неправильно; б) не «поставлено» дыхание; в) еще что-то. Нет, причина лишь в том, что Вы еще не развили в должной степени свой слух. Слух – это многогранное умение, и такой его аспект, как восприятие на слух различных вариантов артикуляции – тоже развивается. Просто не нужно торопиться. Все придет в результате упражнений и экспериментов. Чем больше практикуете – тем глубже осознаете различия в звуках. Причем, следует отметить, что большинство «продвинутых» самоучек умеют слышать инструмент и его звук гораздо лучше, чем ученики музыкальных образовательных учреждений. Лишь потому, что экспериментируют больше. Преподаватель «живой» обладает таким преимуществом, как предоставление ученику должных слуховых образов и примеров. Как быть «дистанционному преподавателю», который может описывать лишь технические моменты, но не может дать верные слуховые примеры? Такой преподаватель просто-напросто дает упражнения, которые помогут самоучке с его учебником побыстрее получить своими силами определенный слуховой опыт, осознать различия. Учебники такого уровня по блокухе - существуют. Например – Walter van Hauwe, The Modern Recorder Player. То есть, не следует ожидать, что существует такое пособие, прочитав которое, и поиграв всего недельку-вторую, сразу поймешь и научишься использовать определенные аспекты техники («все эти тонкости»). Нет, для начала их нужно научиться слушать, то есть, много упражняться и экспериментировать, оттачивать свои умения слухового анализа. Учебник лишь может подсказать, что нужно делать, чтобы свою технику развивать целенаправленно (делать сразу максимально «правильно»). Нет «волшебной пилюли», приняв которую (прочитав и даже заучив наизусть книжку), научишься играть. Нет, тут нужно много времени и работы. Вообще все обучение музыке – это развитие слуха экспериментами, а потом - оттачивание техники на основе уже имеющихся слуховых представлений и прогнозов. И вот именно развитие слуха – это самая затратная по времени часть обучения. Способность человека быстро приобретать слуховые представления – это очень большой плюс в обучении. И, честно признаться, наличие слуховых примеров со стороны учителя не убыстряет получения слухового багажа в разы, нет, лишь чуть-чуть быстрее получается. Дыхание «на опоре» - это всего-то навсего умение выдавать «на гора» стабильное давление воздуха на протяжении всего звука, так, чтобы звук «не дрожал». Вот вспомните Ваше со сверстниками первоначальное обучение каллиграфии. Первые буквы – дрожащими линиями, непохожие, кривые. Вот это и есть «дыхание не на опоре». Учитесь дальше – линии уже более уверенные, аккуратные, с нужным давлением пера на бумагу. Все, больше нет никаких хитростей и тонкостей. Только стабильное давление. Рука об руку с «дыханием на опоре» идёт сила подачи воздуха в зависимости от диапазона. Когда такой способ обращения с инструментом еще не достигнут, то «кривизна» и «дрожание» отвлекают от всего остального. Многие духовики даже говорят, что после получения нужных дыхательных навыков «меняется тембр» инструмента. Это чушь, тембр не меняется, просто звук перестает «вихлять». Дело в том, что «тембра инструмента», как такового, не существует. Если даже исходить из простейшего понимания тембра как соотношения слышимых громкостей гармоник, то все звуковысотные позиции, получаемые на духовом инструменте – все имеют свой особенный тембр. Ноты ре и до – это ноты с разными тембрами :) Мало того, любое изменение громкости, высоты – все они сопровождаются изменениями тембра. Когда же звук «дрожит», то нельзя говорить даже о каком-то установившемся тембре, спектральная характеристика звука очень непостоянна. То есть, дыхание на опоре – это и есть минимальный уровень «умения дуть» в инструмент, все что самоучка делает до этого – это не упражнения, а эксперименты :) Это нужно понимать, причем как давателю советов, так и получателю. Когда же дыхание «поставлено», то можно уже осознанно и беспрепятственно заниматься прочими исполнительскими техниками, не отвлекаться на «дрожание» и срывы. Пункт номер два. Для того, чтобы правильно что-то описать в самоучителе, нужно: 1. самостоятельно глубоко осознавать описываемый аспект 2. уметь правильно подбирать слова и упражнения 3. понимать, что ты учишь самоучку То есть, хороший самоучиетель может написать лишь такой человек, который: а) хорошо играет (хороший музыкант) б) хорошо понимает фундаментальные аспекты исполнительства (хороший теоретик в органологии, акустике и музыке) в) хороший преподаватель г) и при всем при этом – самоучка. Просто хороший музыкант, как бы он ни был гениален, никогда не сумеет написать хороший самоучитель – он слабо эрудирован, недообразован, не имеет преподавательского стремления. Потому хороших самоучителей по музыкальным инструментам (вообще по всем вместе) – раз, два и обчелся. «Компиляционные» учебники – это учебники из под пера музыкантов, которые больше пользы видят в нотных упражнениях, но, как и собаки, не могут выразить словами технические аспекты :) А вот по поводу ютуба Вы неправы: рекодер – один из лидеров ютуба по описанию исполнительских техник, по обучающим видео. Теперь о преподавателях и музыкантах. Музыкант может научить тому, что умеет, преподаватель – тому, что знает. Разница – огромна. Если выбирать между хорошим музыкантом-блокфлейтистом и средним педагогом-духовиком – смело выбирайте педагога. Учитель-гобоист научит и быстрее, и глубже, чем музыкант-блокфлейтист. А педагог-поперечник – и подавно. Потому не нужно пенять на окружение – смело в любую музыкалку, тамошние флейтисты помогут. П. С. Блин, как-то все получилось агрессивно… никого не хотел обидеть... |
Re: Важный вопрос по альту.
Цитата:
И что это за блокуха? Откуда эта пролетарская тяга к упрощениям и сокращениям? Панфлейта - панкуха что ли? Скрипуха, гармоха... Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Да и если придёт, то он благополучно запьёт её коньяком:) Он, талантливый музыкант, закончивший музыкальную школу 5-7 лет, музыкальное училище 4 года, консерваторию 5 лет, не возьмется изложить свои знания, умения, опыт в книжке на 200 страниц. Это утопия. В лучшем случае он напишет школу, но не для ученика, а для других преподавателей, у которых есть такой же багаж и он просто поделится с ними своими открытиями, находками. Можешь представить себе самоучитель игры на клавесине слабо эрудированного, недообразованного гениального Моцарта? Я нет! И не потому, что у меня плохое воображение. Я скорее самого Моцарта могу представить в хоккейной форме на воротах нашей сборной, чем написанный им самоучитель. Не надо профессионалам писать самоучители. Нужно четко понимать границу между профи и хобби. Это как пособие по конструированию авиамоделей, написанное генеральным конструктором КБ "Туполев". С первой же страницы уйдешь в такие дебри аэродинамики, что не только модель не построишь, но и вторую страницу ни когда не прочтешь. Блин, тоже малька агрессивно вышло)))) |
Re: Важный вопрос по альту.
Цитата:
А по-моему ничего подобного, если слышишь сам, то слышат и другие люди с менее подготовленным слухом, а если не слышишь сам, значит никаких нюансов в звуке просто нет. (Конечно, возможен и третий вариант, сам слышишь в воображении, а в звуке ничего нет :-D) В любом случае, игру любого музыканта на любом инструменте, использующего много нюансов, от игры музыканта, эти нюансы не использующего, отличаешь легко, хотя и не отдаешь себе отчет в том, что это за нюансы. С преподавателем опять-таки не так все просто, должные слуховые образы и примеры гораздо эффективнее получать от гениального исполнителя, а от преподавателя лишь методику, как этого достичь. При этом при показе методики путем игры на инструменте преподавателю рекомендуется играть специально не намного лучше текущего уровня ученика, а для ленивых детей будет еще более эффективно играть хуже.. Тогда они осознают свою значимость и у них появляется энтузазизм :-D То есть хороший преподаватель дает 2 важные вещи методику и поддержку мотивации... Цитата:
Вот, например, двигатель крутит колеса, колеса поворачиваются рулем - автомобиль едет. Дошли до "сути" за 1 минуту Все предельно просто:-D А что это инженеры целую жизнь тратят на проектирование какого-то одного аспекта автомобиля? Например, человек всю жизнь занимается только системой выпуска отработавших газов. При этом, если он захочет написать книгу об этом, то в 200 страниц не уложится и даже в одну книгу не уложится. Потребуются отдельные книги "Как уложиться в норму выброса вредных примесей евро-4" и т.д. Понимание только "сути" никак не поможет сделать такой автомобиль, который можно будет продать. Нужно вникнуть в такую кучу "мелочей", что и "суть" уже будет за ними не видна... |
Re: Важный вопрос по альту.
Цитата:
Анатолий, я не буду идти по отдельным пунктам, ибо, в большинстве случаев, ты либо не прочитал тему, либо несколько превратно понял мои слова, либо имеет место несогласованность дефиниций. Я привык раскладывать мух и котлеты по разным тарелкам, но при этом указывать, что в определенных ситуациях они могут быть вместе. Например, умение дышать «ровно» и «честно» я отделяю от работы над звуком, для меня это разные понятия, разные ступени. Для «пионерского» звука достаточно лишь умения дышать. Для красивого звука – различать тембральные аспекты звука, понимать всякие там динамики и артикуляции, более гибко работать с амбушюром. Первое часто появляется раньше (потому и существует «пионерский» звук). Если не разделять эти аспекты, то тогда нет смысла в описании дыхательных техник вообще. Если ты не согласен с моим заявлением о тембре, то я предоставляю тебе возможность дать удобное для тебя определение тембра музыкального инструмента. Но хорошее определение, без метафизики и двусмысленностей. Про музыканта-писателя. А разве описанный тобой успешный музыкант работает с такими учениками, которым нужен самоучитель? Он работает уже с готовым «материалом», прошедшим музыкальную школу. И самоучитель хороший он написать не сможет. Хочет-не хочет – не сможет. А еще он – музыкант. Он не писатель, не педагог, не самоучка. А если он хороший педагог, разбирается в своем инструменте (вплоть до самостоятельного изготовления), то, как правило, он не лучший музыкант. «Интервью с Раневской,2:56» Собственно, осуждение большинства современных самоучителей звучит так: кратко сказано «как», и совсем не сказано «почему». А про метафоричность «как» можно диссертации писать («Вдохните аромат розы, во время выдоха сохраните память о вдохе»). То есть, изложение пустое и несистематичное. По моему мнению, самоучитель – это именно объяснение «почему», описание различных «как», предложение экспериментировать, и огромная куча зацепок «что еще нужно почитать». Сколько страниц – все равно, главное – это понимание ученика, над чем стоит работать, зачем это нужно делать, в какой последовательности, чего стоит добиваться. А сколько страниц там, каков объем материала – это значения не имеет. Хоть две страницы. Но систематичность, цельность и обоснованность – обязательны. П.С. «Панка», «паночка», «панфа», «пануся». Против ли я? Да хоть «панты», абы знали что есть такая, да «Пана» писали бы с заглавной, а «панфлейта» - слитно и со строчной :) |
Re: Важный вопрос по альту.
NikolayUB, тут игра слов получается: "слышать", "слушать", "воспроизводить". Развивается именно умение анализировать получаемый различными способами звук, а потом, на основе умения анализировать и эстетики - уже получать желаемое/нужное.
Неподготовленный человек проанализировать не сможет. Получить какие-то эмоциональные ощущения от музыки, которые ты старался вызвать артикуляцией - получит, даже достаточно тонкие, а вот сказать, почему они у него именно такие - не сможет. Меня очень умиляют люди с неподготовленными ушами, которые, чтобы выглядеть в чужих глазах "поинтереснее", говорят фразы типа: "Ах, как великолепно сыграно" :) Это вместо того, чтобы просто сказать: "Мне понравилось" :). Музыкант, чтобы передать что-то конкретное, должен уметь анализировать и воспроизводить. Собственно, преподаватели музыки выделяют такие этапы обучения: технический («поставь пальчики так-то»), воспитание слуха («а теперь подуй вот так-то»), и слуховой («а теперь играй мягче тут, но острее там»). Цитата:
|
Re: Важный вопрос по альту.
Цитата:
Вот я тоже под "тембром" понимаю "работу над звуком", это не физическое понятие тембра, а музыкальное... "Музыкальный тембр" - красивый переливающийся звук - это то, к чему стремятся при овладении инструментом. Физический тембр трубки, тот которой возникает, если в нее подуть феном, здесь не особо интересен.. что есть, то есть, но именно его, тембра ограниченность и позволяет делать музыку. Искусство интересно тем, что позволяет "обрести свободу" в пределах наложенных ограничений. Ограничились сначала 7-ю нотами и начали творить музыку внутри такого ограничения. Люди слушают и восхищаются: всего 7 нот, а вон, что музыкант творит. А попробуй, убери это ограничение и используй не 12 или 24 (или сколько там еще придумают, все равно ведь ограничение), а все возможные звуки, то это уже не музыка, будет восприниматься слушателем как просто шум... В результате разговор у нас получается такой: я - о разнообразии "музыкального тембра", то есть о всевозможных приемах вносить в музыку разнообразие в рамках всевозможной ограниченности инструмента, ты - тембр (физический) не изменен, никто повлиять не может, это главная суть, которую никто не понимает, но понять реально за 15 минут... А зачем ученику эта суть? Мы работаем над тем, чтоб все-таки менять "музыкальный тембр" в тех пределах, в которых он меняется. То есть высота звука остается неизменной (тоже в определенных пределах), а окраска звука меняется. Если физический тембр не меняется, то он нас не интересует. Нас интересует только то, что меняется. Окраска звука меняется - это хорошо, ты не согласен, что это я назвается тембром - хорошо буду называть "окраской", но вот музыканты "окраску" все равно называют "тембром". Почему бы не использовать их термин? А аналогия с автомобилем в том, что конечная конкурентноспособная игра на инструменте - это такая куча отточенных мелочей, что о физической "сути" можно спокойно забыть, дабы не забивать себе этим мозги. |
Re: Важный вопрос по альту.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
И насчет тембра. Музыканту определения знать по большому счету и не нужно. Музыканты, преподаватели и ученики не оперируют понятием тембр. Они просто говорят: Красивый звук или не красивый звук. Иногда расширяют подобные утверждения различными эпитетами, типа некрасивый плоский звук, или красивый полный звук. Вот хреновые музыканты как раз и будут переливать из пустого в порожнее на страницах своих бестолковых изданий. А-ля Мещанин во дворянстве. |
Текущее время: 17:49. Часовой пояс GMT +3. |
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot