Семантика тональности
Тональность - высотное положение лада или нечто большее?
|
Re: Семантика тональности
«В эпоху барокко распространена семантическая трактовка тональностей. Так, тональность D-dur (Ре – мажор) выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность h-moll (си-минор) считалась «пассионной», связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности c – moll (до-минор), f-moll(фа-минор), g-moll (соль-минор), b-moll (си бемоль-минор). Для выражения печали, траурного настроения использовался c-moll (до-минор). Тональность d-moll (ре-минор) считалась «патетической». С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Es-dur (ми бемоль-мажор) с его тремя бемолями. Одна из чистых, «твердых» тональностей, нередко применяется Бахом для выражения радостного чувства – C-dur (До-мажор). Светлые тональности A-dur(Ля-мажор) и E-dur (Ми-мажор) часты в музыке пасторального характера».
А вот таблица М-А Шарпонье, французского композитора 17 века – время зарождения классического стиля в музыке: C-dur – веселый и воинственный, D-dur – радостный и очень воинственный, E-dur – сварливый и раздражительный, Es-dur – жестокий и суровый, F-dur – неистовый и вспыльчивый, G-dur – нежный, радостный, A-dur – радостный и пасторальный, B-dur – величественный и радостный, H-dur – суровый и жалостный. «Изменение тональностей в одном произведении служило источником музыкального развития и обеспечивало игру аффектов, переходы из одного «душевного состояния» в другое». Процесс «высвобождения» от «монохромности» одной тональности занял два столетия истории западноевропейской музыки. Венские классики еще были в плену несовершенства духовых инструментов входящих в состав оркестра. Это определяло круг используемых тональностей с небольшим количеством ключевых знаков. Именно поэтому, у Гайдна и Моцарта большая часть симфоний написана в тональностях До, Соль, Ре, Ля, Ми-бемоль, Си-бемоль мажорах и минорах – в них не больше 3 ключевых знаков. Композиторы эпохи романтизма получили все возможности для далеких модуляций из одной тональности в другую. Усовершенствованная система молоточкового фортепиано открыла широкий путь фортепианной музыке. И хорошо темперированный строй клавиатуры как нельзя лучше подходил для любых самых неожиданных модуляций. Отсюда и красочность «звукописи» романтической музыки. Любимые тональности Ф. Шопена и Ф. Листа – Ре бемоль-мажор и Фа-диез мажор -тональности с 5 знаками – уводящие нас в мир мечты, парящие над землей в идеальном мире возвышенной любви. (Взято с сайта Бетховен – Фридриху Рохлицу о поэзии Клопштока, 1822: "Всегда maestoso! Des-dur! Не так ли? Но все же он велик и возвышает душу […] Если бы только он не хотел всегда умереть!". Запись среди эскизов Сонаты ор.102 № 2,D-dur (1815): "Си минор – черная тональность". Бетховен – Джорджу Томсону, письмо от 19.02.1813: "Вы написали эту песню в [f-moll]. Но мне показалось, что тональность мало естественна – она так мало соответствует надписи "Amoroso", что Amoroso в ней превращается, напротив, в Barbaresco. Так что я перевел эту песню в более согласный в нею тон [c-moll]". |
Re: Семантика тональности
Следует учитывать, что порой в музыке тональность нагружена особым, иногда символическим смыслом, противящимся ее транспонированию. Не располагает к подобной процедуре символическая семантика некоторых тональностей, сложившаяся в эпоху барокко, позже действующая в музыке отдельных композиторов (моцартовский d-moll – тональность «скорби и смерти») и целых эпох (идеализированный романтиками Des-dur, «роковой» h-moll, мрачный b-moll, траурный c-moll). Было бы серьезным искажением смысла менять тональности, имеющие цветовые эквиваленты (у Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, О. Мессиана), а также получившие автобиографическое толкование (B-dur у И.С. Баха, d-moll у С. Рахманинова, cis-moll у Г. Свиридова, D-dur у Э. Денисова). Понятно, что вмешательство исполнителя в тональную сферу произведения имеет ограничения, однако каковы они и как исполнительская инициатива отражается на художественном целом – еще предстоит выяснить.
Л.П. Казанцева. Семантика тональности. |
Re: Семантика тональности
Не обладая абсолютным слухом, думаю, что он - не просто отличная музыкальная память, когда знаешь каждый звук "в лицо", но и что-то большее. К примеру, наиболее "пронзительные" по грусти и трагичности произведения Моцарта - в ре миноре (фантазия, К.397, 20-й ф-п. концерт, да и сам Реквием). Ну а И.С. Бах? - слова "Токката и фуга" сами плавно перетекают в "ре минор". Мне кажется, что если для "веселого" (как преподносит его общественное мнение) Моцарта в ре миноре проходит тема смерти, то для Баха это... может быть... разговор с Творцом?
|
Re: Семантика тональности
Странно, я воспринимаю фа-мажер как пасторальку)
|
Re: Семантика тональности
Я уже даже зачиталась этой темой, а вы мне весь градус пафоса сбили...
- Транспонировать - фу! Меняется настрой, неповторимо характеризующий каждую тональность. - Да,например неистовый фа-мажор. - Что вы - это же пастораль... Отлично. |
Re: Семантика тональности
=0))) Ладно-ладно, достаточно забавно наблюдать из-за стекла за псевдо-архи-квази-культуроведческим диалогом. =))
Кто-то мизинчик оттопыривает, когда чашку держит, а кто-то тональности наделяет определенным характером. Надо же как-то себя, утонченного, от серого быдла отделить. =)) Причем очевидно, что на слух никто ничего такого не слышит. Ощущение "неповторимости" и уникальности приходит сразу после того, как кто-то эту тональность явно назовет. =)) "Фа-мажор!" - "Ах! да-да, а я как чувствую, что-то неуловимо пасторальное!"... причем и в фа-мажорной симфонии Брамса с ее драматической борьбой в финале, и 1 Бреанденбургский концерт Баха, и фортепианный концерт Гершвина - ну прям пасторальнее некуда. =)) Причем совершенно не смущает, что постом ранее фа мажор охарактеризован, как "F-dur – неистовый и вспыльчивый". =0)) И то правда, кто такой М-А Шарпонье, если можно гордо говорить, мол, "а вот нам с Бетховеном он кажется пасторалью". =)) Следующий шаг - "помню, писали бы с Людвигом ваном симфонию, он меня и спрашивает - а "Пасторальную" в какой тональности писать? НУ я ему и говорю - только фа-мажор!".... |
Re: Семантика тональности
Помню, сидим мы с Людвигом в трактирчике на берегу Рейна, а грудастая фройляйн подносит нам пенное пиво. И тут по глазам Людвига я вижу, как у него внутри зарождается финал 9-й симфонии. "дэ молль, только дэ молль", - шепчет он. "Да ты чё", - пишу я ему мелом на доске, - "там у тебя только из деревянных 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета in B, 2 фагота и контрафагот! Ты об этом-то подумал? Ану быстро транспонируй" - "Нет!", - орет Людвиг, перекрикивая шум Рейна, - "дэ молль для меня - больше чем тональность! Ведь это моя последняя симфония!"
Не послушался, стервец. И за что его так любят? |
Re: Семантика тональности
tenzing, Вы замечательно все расписали, и с познавательной точки зрения это все интересно и важно. И я согласен, что именитые композиторы могли воспринимать разные тональности по разному.
Но надо понимать, что это частные точки зрения. и никаким образом они не могут претендовать на общее правило. Иначе получается такой же маразм, как с астрологией, когда все потрясающее многообразие человеческих характеров насильно втискивается в прокрустово ложе 12 знаков зодиака. ну ладно, с подразделением на мужчин и женщин. так и музыкальный язык, творчество, зачем-то втискивается в ту же псевдонаучную музыкальную астрологию, с теми же 24-мя клетками. Сюда мы втискиваем все лирическое, здесь у нас содержатся пастухи и пастушки, а вот тут у нас сидит особо опасный пассионарий (Аппасионата с "революционным" шопеновским этюдом). НУ чушь же!!!! |
Re: Семантика тональности
Цитата:
Астрология в наше время - просто средство оболванивания и заработка на этом. Музыка (хорошая) - в наше время тоже средство заработка, но и нечто большее. |
Текущее время: 17:27. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot