![]() |
Двойное отверстие под левым безымянным.
Двойные отверстия получили широкое распространия уже в ХХ веке, в процессе возвращения блокфлейты из небытия. На исторических инструментах они применялись лишь эпизодически. Причиной тому, скорее всего, служит то, что блокфлейты были "амбидекстерными", на них могли играть как с правой рукой снизу, так и с левой. И это касается всех барочных деревянных духовых. Получается, что флейты с двойными отверстия - это специально заказанные инструменты, исполнители должны были заранее сообщить о своих предпочтениях изготовителю.
Мы привыкли к тому, что двойные отверстия на блокфлейте используются под двумя нижними пальцами правой руки. Без них не сыграть повышенные первую и вторую ступени. Давайте взглянем на то, какие именно отверстия были двойными на исторических инструментах: Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
-------------------------- Нотка до# второй октавы диапазона (соль#2 на теноре) - одна из самых "вредных" на блокфлейте. 1. Дело в том, что её базовая аппликатура, / 12- 4--- , очень близка к аппликатуре ми второй октавы диапазона (си для сопрано), которая играется уже в третьем регистре инструмента, / 12- 45-- . И потому атакировка этой ноты заметно выбивается из последовательного ряда возрастания отчётливости. Брать её нужно более мягкой атакой, чем соседние ноты, чтобы случайно не "киксануть". 2. Она при этом еще и тихая. Сильнее это проявляется на больших инструментах, тенорах и бесклапанных басах: их отверстия "стянуты", отверстие 4 расположено несколько ниже, чем ему положено быть. На сопрано почти не встречается. Также, это будет заметно на ширококанальных инструментах с маленькими отверстиями ("переходные" блокфлейты, промеж "ренесансным" типом и "барочным", можно их назвать "раннебарочными"). На некоторых из них даже свисток устроен так, что помогает брать ноты в третьем регистре. ------------------------------------------ Это ноту советуют проверять одной из первых при выборе инструмента. Если есть с ней какие-то сложности, то эту флейту брать не стоит. У неё проблемы или со свистком (нужен ревойсинг), или флейта вообще паршиво организована с точки зрения положения и размеров отверстий. Как минимум, стоит проверить легатную последовательность ля2 - си2 - до#3- ре3 вверх и вниз (ми2-фа♯2- соль♯2- ля2 на теноре). Если флейта киксит во время этого легато - инструмент однозначно паршивый. ----------------------------------------- На исторических инструментах эпохи барокко проблема до#3 - одна из наиболее острых, начиная с Отеттера (это семейство и "ответственно" за создание того, что мы называем барочная блокфлейта). На исторических инструментах до#3 откровенно низит. Однако рассматривать вопросы интонации на барочных инструментах нужно в тесной связи с системами темпераций. Естественно, что проблема до#3 приводила к тому, что: 1. Некоторые исторические аппликатурные таблицы приводят / 12/ ---- как основную. 2. В первых же исторических трудах, в которых приводятся альтернативные аппликатуры, указана аппликатура / 12/ ---- . Например: Loulié, Etienne (ca.1694). Méthode pour apprendre à jouer de la flȗte douce. Manuscript: Bibliothèque Nationale, Paris. Интересно, что преобразование Долмечем исторической аппликатуры в "современную барочную" ("английскую") в значительной степени выровняло строй до#3 на блокфлейте, приблизив её к равномерной темперации. Если кому-то хочется в этом разобраться, то вот один из самых интересных синтезирующих трудов об используемых на исторических инструментах аппликатурах: ------------------------------ Конечно же, этой нотой сильнее всего страдают флейты с "немецкой" аппликатурой - у них маленькое отверстие 5, и вероятность того, что флейта "поймёт" вашу атаку как использование третьего регистра - значительно выше; нестрой (сильно низит, даже больше, чем на инструментах с "исторической" аппликатурой) и тембральная "невнятность" аппликатуры / 12- 4--- на "немках" заметны хорошо. Каждый крупный изготовитель пытался хоть что-то с немкой сделать, двигал отверстия и менял их размеры, заодно пытаясь выровнять ноты си1, си2. Поскольку блокфлейта - это компромисс большого количества параметров, то улучшение интонации и удобства взятия одних нот приводит к ухудшению на других. Если вам "посчастливилось" обладать альтами-немцами, то вы уже знаете, что с си1, си2, до#3 на них не всё ладно. На всех немках сегодня аппликатура / 12- 4--- заменена на альтернативные. 1. / 123 -567 - это аппликатура третьего регистра. Сильно отличается по тембру, "многопальцевая". Иногда встречается / 123 --67, если / 123 -567 несколько высит. 2. / 12/ ---- Полуприкрытие, такое же, как альтернативная аппликатура на барочке. Самый уверенный вариант. 3. / 12- /--- Полуприкрытие четвертого отверстия, взять достаточно сложно, поскольку это отверстие на немках маленькое. На басах-немках играется играется с помощью специального клапана, основная функция которрого - си1 и си2. Сопрано Мёка: Альт Мёка: Тенор Мёка: Бас: ----------------------------------------- И я все ждал, когда появятся современные инструменты с двойным третьим отверстием. Ну, когда изготовители озаботятся тем, чтобы облегчить атакировку и громкость этой ноты для исполнителя. Появился. Это "облегченный" вариант Eagle: Большая картинка: Флейта ширококанальная, ей это откровенно надо. Интересно, появится ли это решение в других инструментах? |
Re: Двойное отверстие под левым безымянным.
Отличная статья, спасибо!
Цитата:
P.S.: Нашёл пока только это: P.P.S.: Цитата:
|
Re: Двойное отверстие под левым безымянным.
Mori, это немка.
Вот тут фото: Вот каталог производителя на 2015 год: Посмотри также на его сайте раздел "продактс": У немки есть три главных проблемных ноты: си1 ("тусклая", тихая), си2 (нестрой) и до#3 (о чем было выше). На сопранке это фа#1, фа#2, соль#2. Вот проблемы с си1 и си2 можно попытаться решить двойным отверстием под указательный правой. Немножко помогает. Видел упоминание сопранки Kung, где единственно двойное отверстие было на 4. То есть, 6 и 7 менее предпочтительны, чем 4 в качестве двойных. Потому что первый же шаг от "родного" до мажора сопранки вверх по квинтовому кругу выявляет проблему. На немецких тенорах и басах под повышенную четвертую ступень делали клапаны. Смотри тенор Moeck TUJU (с клапаном под мизинец левой) и абсолютно любой немецкий бас (с клапаном с отверстием). Без такого специфического клапана бас-немка неиграбелен в принципе. Бас, ведь - это инструмент, задающий интонацию в консорте. Ты не найдешь баса с немецкой аппликатурой без такого клапана. Более того, ему однозначно нужен клапан и под безымянный левой, позволяющий сместить отверстие вниз, сделать его большим. Ниже изображение флейт, которые продвигал Харлан. Это 20-30-е годы прошлого века. Единственный бас имеет имеет немецкую аппликатуру и два клапана. Даже барочным басу и тенору целесообразно давать клапаны, поднимать отверстие 4 и опускать отверстие 3. Что ты и видишь у большинства так называемых "комфортных" теноров и басов крупных производителей. Там где таких клапанов нет, можно чуточку поправить положение наклонным отверстием или односторонним андеркатом. Наклонные отверстия целесообразны уже начиная с альта. Вот прямо на схеме блокфлейты-альта ты можешь увидеть, что отверстия 3 и 4 наклонены, каждое в свою сторону: Вот продольный разрез "живой" блокфлейты, на нем увидишь формы андеркатов отверстий 4 и 3: Сейчас Молленхауер и Мёк сверлят отверстия на станках с ЧПУ, они позволяют без особых затрат создавать и наклонные отверстия, и андеркаты. И это можно считать в какой-то степени даже критерием выбора фабричного инструмента из дерева, если не можешь просто взять и поиграть на инструменте. ----------------------------------------- Таким образом, чтобы альту-немке хоть как-то приблизиться к альту-барочке, ему нужно аж ЧЕТЫРЕ двойных отверстия - 3, 4, 6, 7. И 3, 4, 7 будут не просто двойными, а двойными с наклоном. |
Re: Двойное отверстие под левым безымянным.
Цитата:
А это уже немка с тремя двойными отверстиями. Построена так же, как Адлеровский альт 50-60-х: А вот еще один альт, уже деревянный, с одинарным клапаном на 7, одинарным отверстием на 6, и двойным 4-м отверстием. А вот сопранка с единственным клапаном, без двойных отверстий: К слову, этот клапан применительно к блокфлейте называется "клапан Адлера", его Адлер впервые применил. Этот клапан на альте с одинарным отверстием 6 и одинарным клапаном: |
Re: Двойное отверстие под левым безымянным.
а где вы читаете на зарубежных ресурсах о блокфлейте а то мне не одного не удавалось найти
|
Re: Двойное отверстие под левым безымянным.
ddhs, да на разных. Я же не просто так читаю, а каким-то конкретным вопросом интересуюсь.
Задаю запросы в Гугле на английском, немецком. Есть recorderhomepage, где много ссылок по разным тематикам. Хозяин recorderhomepage - библиотекарь, он даже книжку издал, в которой тематически разнесены статьи из периодики и приведены книжки основные. "The Recorder: A Research and Information Guide". Как правило, грамотный запрос выводит определенную страницу этой книги на гуглбукс. Смотрю, может ли быть в статье что-то нужное, смотрю, где она. Если у журнала есть архив, как, например у American Recorder, Tibia, Windkanal, Fomrhi - иду туда. Если нет - задаю в поиске название статьи. Короче, что тут рассказывать, это просто поиск в Интернете. Очень помогает поиск в Гугле по изображениям. Вообще-то, начать стоило бы с книжек в библиотечке нашей, чтобы понимать, о чем у Интернета спрашивать, но вы не захотели туда вступать. |
Re: Двойное отверстие под левым безымянным.
Вложений: 1
Таки нашел я изображение одной из исторических флейт с двойным третьим отверстием.
Фейковый Брессан. Тут: Страница номер 362. |
Re: Двойное отверстие под левым безымянным.
День добрый, у меня как раз похожий вопрос:
|
Текущее время: 20:55. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot