www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры.

www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры. (http://blf.ru/forum/index.php)
-   Об игре на блокфлейте (http://blf.ru/forum/forumdisplay.php?f=19)
-   -   Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"? (http://blf.ru/forum/showthread.php?t=800)

Elga 12.03.2008 10:55

Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Цитата:

Сообщение от Smalex (Сообщение 8543)
... Ну как же, как же!!! Для меня например бывает проблемой сыграть более-менее длинное произведение от начала до конца не сбившись... при том, что все даже сложные части по отдельности я играю "на раз". Видимо дыхание при исполнении короткого отрывка все-таки берешь немного по другому. Так что "прогоны" нужны все-же.

Впечатления не столько даже из общения с флейтистом, сколько из многолетнего опыта пения в хоре под очень профессиональным руководством: прогоны нужны, во первых, на начальном этапе, чтобы первое впечатление о произведении было целостным. В этот момент "прощаются" мелкие погрешности и крупные корявости, лишь бы прорисовался смутный образ целого. Начинающим инструменталистам обычно педагог просто играет новую пьесу сам. Но это очень короткий этап: спели-сыграли новое целиком, в общих чертах поняли - и сразу начинается работа над деталями, гонять целиком недоученное вредно: закрепятся ошибки.

А потом прогоны нужны уже на заключительном этапе, когда и технически все сделано (в том числе решен вопрос "где дышать"), и частные художественные задачи определены, и даже "швы" между частями или эпизодами сглажены по отдельности, остается всю эту мозаику собрать, "срастить" и перейти на новый уровень, снова увидеть целое и работать уже как с целым. И то нельзя увлекаться: на этом этапе произведение замечательно "забалтывается", если позволять себе мелкие ошибки и небрежность. То есть вы, так сказать, трудом и вдохновеньем создали драгоценность: теперь нужно заботиться о том, чтобы она не потускнела от пыли ;-)

Только один раз мне встречалось упоминание из уст профессионала о другом подходе: мол, всегда нужно играть только с начала до конца, чтобы не утрачивать ощущение целого. Мне это кажется очень странным, меня уже прочно приучили заниматься по-другому. Мне "только с начала до конца" неуютно, неудобно и результат паршивый. Реально в одном занятии я играю с начала до конца (поначалу только выученный кусок, позже можно и произведение целиком) один, максимум два раза - под конец, "на сладкое". И в том темпе, в котором получается гладко. Даже на заключительном этапе большая часть времени все равно уходит на доводку эпизодов, переходов, убирание нападавшей "пыли" и т.п.

Друго дело, что играем-то для собственного удовольствия, так что никто нам не запретит просто поиграть знакомое и отдохнуть душой, со слушателями или без :-D
Это замечательно, но это не репетиция.


P.S. Конкретно от сбивок "на стыках" частей помогает, во-первых, "разглаживание" этих самых стыков, когда просто медленно проигрываешь отдельно хвост первого куска и переход на начало второго. Не два куска вместе, а именно несколько переходных тактов.

А во-вторых, это ведь чаще всего вообще не техническая проблема, а ментальная. Ошибаешься тогда, когда психологически не готов к переходу. Первый эпизод держишь в голове хорошо, но нужно время, чтобы переключиться на второй. Так вот, если мысленно представить себе начало второго эпизода, еще доигрывая первый... Рассказать-то толком не могу. В идеале, музыкант должен держать в голове все произведение целиком и одновременно, тогда оно и будет звучать как нечто целое и осмысленное. Любителю это трудно. Но хотя бы - вспомнить о следующем эпизоде не на последней ноте предыдущего ("как всегда неожиданно пришла зима"), а за пару тактов до. Хотя бы. Прямо пометку в нотах сделать: мол, внимание!.. Мне эти вещи даже без инструмента удавалось отрабатывать, тут инструмент и не нужен, это мозговые проблемы и мозговая работа. Едешь в транспорте и представляешь себе, как играешь: максимально подробно, с пальцами, со звуком, с артикуляцией, с дыханием. И в момент перехода тебя стопорит точно так же, как стопорит дома с инструментом: зазевался, не вспомнил во-время, что должно быть дальше. Это очень утомительная работа, кстати. Но эффективная: если научишься мысленно "помнить все" и переходить к следующму эпизоду без сбоев, то потом просто берешь флейту и играешь, и все получается.

Smalex 12.03.2008 16:46

Ответ: Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Цитата:

Сообщение от Elga (Сообщение 8545)
А во-вторых, это ведь чаще всего вообще не техническая проблема, а ментальная. Ошибаешься тогда, когда психологически не готов к переходу.

Да, такое тоже бывает, но очень редко... Для меня все-же более проблемным является изменение распределения дыхания.

Цитата:

Сообщение от Elga (Сообщение 8545)
Мне эти вещи даже без инструмента удавалось отрабатывать, тут инструмент и не нужен, это мозговые проблемы и мозговая работа. Едешь в транспорте и представляешь себе, как играешь: максимально подробно, с пальцами, со звуком, с артикуляцией, с дыханием.

Фигасе ... Вот у тебя фантазия! А я то думал, что "вращать в воображении граненый стакан" это верх сложности подобных упражнений. :-)
Я вряд ли смогу без инструмента (без памяти рук) вспомнить аппликатуру даже маленького и зазубренного до "аффтоматизьма" фрагмента. Впрочем, я и выученных нот никогда не помню.

Elga 12.03.2008 18:01

Ответ: Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Цитата:

Сообщение от Smalex (Сообщение 8550)
Для меня все-же более проблемным является изменение распределения дыхания.

А я галки в нотах ставила, где дышать. После разбора, когда уже более-менее определишься с фразировкой. Первые года два, наверное. Потом наловчилась запоминать выбранные места, но в любом случае я дышу в заранее определенных местах, а не где придется. Причем поначалу играешь медленно, а потом темп вырастет, так что галки надо расставлять так, чтобы в перспективе часть можно было выпустить, а другую оставить, т.е. чтобы не менять схему дыхания полностью.
Цитата:

Фигасе ... Вот у тебя фантазия! А я то думал, что "вращать в воображении граненый стакан" это верх сложности подобных упражнений. :-)
Я бы как раз "вращать стакан" не смогла: у меня почти на нуле зрительная память, зрительное воображение и т.п. С моторикой намного проще, а звук - как же его не помнить, я и не сыграю ничего, пока не вспомню мелодию слухом.
Кстати, есть студенты с хорошей зрительной памятью, которые идут по пути наименьшего сопротивления: "фотографируют" мысленно нотную страницу и потом просто играют себе "по нотам". Я одну такую девушку знала.
Цитата:

Я вряд ли смогу без инструмента (без памяти рук) вспомнить аппликатуру даже маленького и зазубренного до "аффтоматизьма" фрагмента.
"Репетировать без инструмента" можно глядя в ноты, но тогда надо либо хорошо помнить мелодию на слух, либо уметь "слышать с листа". Профессионалы так ухитряются чуть ли не незнакомые партии в дороге выучивать (может, Parfёn чего интересного на эту тему расскажет.) Видишь ноту - мысленно слышишь звук - представляешь себе положение пальцев. Медленно, по нотке. Это очень тяжело с непривычки, но это один из способов научиться "играть не руками, а ушами". К великому сожалению любителей, пока мы играем, полагаясь только на двигательный автоматизм - ошибки будут. И выученное будет быстро забываться. Моторная память просто не расчитана на удержание такого количества мелких движений в сложной координации. А когда удается передоверить управление слуху, сразу всякие интересные вещи происходят, вроде чудесного выучивания пассажей, исчезновения случайных ошибок как класса, исчезновения мест, где "не хватает дыхания" - в общем, очень здорово. Но переучиваться очень трудно, особенно не знаючи сольфеджио. Меня два года флейтист переучивает, и все равно только отдельные проблески. Детские "моторные" рефлексы сидят крепко :-(

Анатолий 12.03.2008 22:27

Ответ: Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Даже по частям играть произведение нужно музыкальными фразами, правильно распределяя дыхание, а уж выдержка при игре всего произведения зависит от опыта, навыков, умения отдыхать в паузах... много от чего.

Smalex 13.03.2008 08:42

Ответ: Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Цитата:

Сообщение от Elga (Сообщение 8553)
"Репетировать без инструмента" можно глядя в ноты, но тогда надо либо хорошо помнить мелодию на слух, либо уметь "слышать с листа".

Обязательно вечерком попробую. Сольфеджио не обучен, но со знакомыми мелодиями нужно будет поэкспериментировать.

Lieslia 13.03.2008 14:58

Ответ: Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Цитата:

Сообщение от Elga (Сообщение 8553)
А я галки в нотах ставила, где дышать.

ну да, мне в муз. школе так ставили, где дыхание брать
Цитата:

Сообщение от Elga (Сообщение 8553)
Видишь ноту - мысленно слышишь звук - представляешь себе положение пальцев

- так недалеко и идеальный слух развить...

Elga 13.03.2008 17:32

Ответ: Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Цитата:

Сообщение от Lieslia (Сообщение 8573)
так недалеко и идеальный слух развить...

Идеальный - далеко :-D
Но слух действительно развивается ощутимо.

Nik 14.03.2008 15:55

Ответ: Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Цитата:

Сообщение от Elga (Сообщение 8553)
Видишь ноту - мысленно слышишь звук - представляешь себе положение пальцев.(

А можно наоборот играя разученное произведение , когда моторика доведена до автоматизма, представлять ноту на нотном стане. В мозгу будет одновременно фиксироваться нота, звук, и аппликатура.

Elga 14.03.2008 16:33

Ответ: Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Цитата:

Сообщение от Nik (Сообщение 8593)
А можно наоборот играя разученное произведение , когда моторика доведена до автоматизма, представлять ноту на нотном стане. В мозгу будет одновременно фиксироваться нота, звук, и аппликатура.

Можно, но мне не совсем понятно, зачем. В разученном произведении думаешь о музыкальной стороне, о передаче смысла и чувства; информация о том, какие именно ноты играешь - уже лишняя...

NikolayUB 29.05.2008 15:40

Ответ: Работа над произведением: "гонять" или "не гонять"?
 
Цитата:

Сообщение от Elga (Сообщение 8545)
Только один раз мне встречалось упоминание из уст профессионала о другом подходе: мол, всегда нужно играть только с начала до конца, чтобы не утрачивать ощущение целого. Мне это кажется очень странным, меня уже прочно приучили заниматься по-другому. Мне "только с начала до конца" неуютно, неудобно и результат паршивый. Реально в одном занятии я играю с начала до конца (поначалу только выученный кусок, позже можно и произведение целиком) один, максимум два раза - под конец, "на сладкое". И в том темпе, в котором получается гладко. Даже на заключительном этапе большая часть времени все равно уходит на доводку эпизодов, переходов, убирание нападавшей "пыли" и т.п.

Возможно профессионал и прав, особенно в отношении произведений крупной формы. (Я любитель, но поддерживаю подход...)
Играть только недоученный конец или среднюю часть не очень ловко, когда не слышишь/не помнишь целого, а играть 20-ти минутное произведение целиком в медленном темпе до тех пор, пока доберешься до трудного места - на это нет времени.
Поэтому есть такой вариант - один раз сыграть целиком, с ошибками и пропусками/упрощением сложных мест и записать это на магнитофон, а затем перед занятием прослушивать запись и играть только сложные места.

Кроме экономии времени - глаза на многое "открываются" :oops:


Текущее время: 09:25. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot