По поводу рояля - насколько точно помню разобранное пианино - точка опоры черной и белой клавиши, вокруг которой они качаются, была примерно на одной линии, а длина черных и белых клавиш отличается значительно. Соответственно пальцы, обладая одной и той же силой будут посылать молоток черной клавиши к струне с меньшим импульсом, чем молоток белой клавиши. Чуть больше силы пальцем на меньший рычаг , чтобы получить звук той же громкости, - больше начальная скорость полета молотка и как результат - чуть другой тембр черных клавиш
Возможно я ошибаюсь, и в устройстве пианино/рояля есть какой-то компенсационный механизм, однако, наличие устройства компенсации разницы по нажатию не означает 100% выравнивания в реальных устройствах.
Так что тембральные отличия могут быть актуальны и для рояля при смене тональности
Хотя судя по картинке, есть компенсация разных усилий на белых и черных клавишах:
Что тогда остается: например самая нижняя/верхняя струна в произведении при смещении тональности получается длиннее или короче.. а еще обычно пианино всегда расстроено, чуть-чуть через 5 минут после ухода настройщика и побольше через месяц
В любом случае там что-то не так с физикой получения звука, а не с частотами нот..
