Николай, я не хотел сказать, что у клавесина "нет динамики" и что игра сводится к "беготне пальцев" =))).
Я хотел лишь подчеркнуть ровесничество клавесна и блокфлейты, и что
средства выразительности как и нравы публики другие.
Вот цитата из поэмы о Ван Эйке некоего голландского поэта Оппервельдта:
"О! Что-то сверхъестественное
Течет и наполняет все вокруг
А управляют всем этим человеческие пальцы и губы.
....
Эйк вызывает колокольный звон!
А как удивительны его пальцы и флейта."
Из чего я заключил, что процесс игры музыканта во многом носил театрализованный характер и публика порой совсем уж по детски восхищалась не самой музыкой, а процессом звукоизвлечения. Такое же дело я часто наблюдаю, когда слушатели - люди никогда не видевшие живого человека с инструментом.
Еще у меня вызывает интерес такое дело: в эпоху барокко нигде не встретилось понятие "этюд" (за исключением "сольфеджий" Фридриха II и Кванца). Даже у Телемана если что-то методическое, то это обязательно какие-нибудь сонаты или фантазии. А вот в 19-20-ых веках этюды - чуть ли не ежедневный репертуар флейтистов на котором они оттачивают мастерство. А к "произведениям" относятся с большим трепетом и вниманием, считая треннировку на них кощунственной.
Последний раз редактировалось helgi; 30.11.2010 в 13:29..
Николай, я не хотел сказать, что у клавесина "нет динамики" и что игра сводится к "беготне пальцев" =))).
Просто средства выразительности другие и нравы публики.
....
Было сказано, что не надо думать о динамике, но как же о ней не думать, когда она имеется? И скорее всего произвольная скорость нажатия клавиш клавесина даст невыровненный по динамике звукоряд...
Я поискал в ютубе любителей, играющих на клавесине, чтобы увидеть все его возможности в полной красе, выскакивающие случайным образом, но не нашел. Зато нашел на виржинале(родственник клавесина): http://www.youtube.com/watch?v=EG6UhGEFW1c - совершенно полноценный инструмент,требующий управления звуком. Не думать, не получится.
А нравы публики вряд ли изменились с тех времен, для большой толпы подавай театр с быстробегающими пальцами (сейчас они, пальцы клавишников бегают гораздо более быстро, чем раньше), а в музыке-откровении для избранных ценителей, беглость нужна только для того, чтоб быть способным реализовать идею. (и любительской беглости может вполне хватать)
Последний раз редактировалось NikolayUB; 30.11.2010 в 13:48..
А вот в 19-20-ых веках этюды - чуть ли не ежедневный репертуар флейтистов на котором они оттачивают мастерство. А к "произведениям" относятся с большим трепетом и вниманием, считая треннировку на них кощунственной.
Просто в это время развилось педагогическое искусство. Результат выучивания этюда - это какой-то наработанный автоматизм, никто не застрахован от ошибок, но ошибки закрепленные до автоматизма очень тяжело исправляются. "Загубить" таким образом этюд не так жалко, как произведение. Говорят "заиграть" произведение.